В Махачкале на площадке Республиканской библиотеки для слепых недавно был открыт научно-просветительский клуб «Наука и религия». У истоков этого объединения стоит группа интеллектуалов, мыслителей, ученых, педагогов, теологов, которые, видя тотальную клерикализацию общества решили создать площадку для дискуссии и диалога с представителями конфессий, интеллигенции, власти и общества. Члены клуба предлагают научный взгляд на религиозные воззрения; именно таким образом, считают они, сформируется эффективный заслон радикализации общественного сознания. Что в свою очередь необходимо для стабильного развития государства и общества. Необходимо препятствовать всем агрессивным и фанатичным идеям и практикам, которые тянут Дагестан в пропасть раскола и конфликтов, убеждены участники клуба.
Христианство, ислам и государство.
В республике подавляющее большинство исповедуют религию ислам. Есть мнение, что религия исторически формировалась как Единобожие, потом распалась на языческие культы и институт жречества, который препятствовал всякому разумному, аналитическому осмыслению процессов в обществе и природе. Есть и другие мнения относительно истоков религий. Жрецы довольствовались сформированным в недрах религиозных групп мнением, которое всегда было непоколебимым. Так происходила канонизация и цементирование любых, даже самых сумасбродных идей и практик. Позже монотеистические религии также пошли по этому тоталитарному пути. С XIV в. в христианской Европе началось движение за гуманизм и антропоцентризм; началась Эпоха Возрождения. Развиваясь, эти процессы привели уже в Новое время в Старом Свете к окончательному разделению религии (церкви) от государства. Таким образом, наука получила возможность мирно трудиться, осваивать и познавать мир. Так Европа стала процветающим в политическом, культурном, научном и экономическом смысле. – Образом для развития всего человечества!
Ислам изначально был за разум и осмысление. И первый аят Корана гласит: «Читай!», повелевая своим последователям мыслить и пропускать через сито научного анализа и подхода религиозный ритуал и тексты, да и любые воззвания и заявления религиозных деятелей, некоторые из коих оказываются в фанатичном поле.
Однако исламские идеи со временем, после установления монархических династий, были канонизированы, а ислам поделенный на две крупных течения (шиизма и суннизма) оказался приватизирован. Он устами улемов (исламских ученых) и повелениями халифов (монархов) –также впал в тоталитарный летаргический сон, презрев необходимость мыслить, осмысливать и возвращать здравый смысл в общественно-политическую реальность. Развитие остановилось.
Надо отметить, что преследования по принципам убеждений было частью любой средневековой религиозной культуры. Пока общество и государство не без влияния прогрессивной части, двигавшей Ренессанс не одумалось и не решило отделить Церковь от себя и от тех, кто желает развиваться научно и творчески. Ибо религиозная корпорация (не важна какая, какой конфессии) не давала возможности развивать ни науку, ни технику, ни мысль. «Все уже записано, все уже сказано, все уже сделано», — как бы говорили они – «Блаженные» отцы религии.
Начались преследования инакомыслящих, хотя мусульманский мир избежал инквизиции и «охоты на ведьм», тем не менее, и там имели место подобные факты. Мало того, история ислама помнит и Верблюжью битву, и убийства праведных халифов (трое из четверых стали жертвами заказных политических вендетт), и круто завернутые политические интриги, и настоящие кровавые битвы последователей кланов Муавия, Омейядов, Таввабинов, и волны завоеваний арабов. Очевидно, что не все завоевания проходили в белых перчатках, были вербально-пропагандистскими, как повелевал Коран и пророк Мухаммад. – Без насилия и принуждения! Были во время завоевательных походов арабов с целью распространения ислама и убийства, и насилие, и рабство, и колониальная политика. Все по классике. Не все было так радушно и светло, как любят нам описывать религиозные деятели.
Дагестан – от раскола к консолидации!
Дагестан как северная окраина некогда большого мусульманского Халифата менее всего был подвержен таким тоталитарным поползновениям. Дагестанцы менее всего фанатичны. Многовековой опыт жизни на маленькой территории, смешение этносов, народов и племен, глубина генетического залегания, международные торговые пути, милитаризм и империализм под разными соусами, которые грозили дагестанским владетелям, и другие факторы не позволяли разделять и разделяться на основе религиозных разночтений. А тем более убивать и преследовать. Глупо! Нужно было выживать и укреплять свои силы, а не терять их в религиозных войнах. Дагестанцы компактно жили с иудеями и православными в селах и не шли стенка на стенку. Этот мощный опыт был укреплен социалистическим вектором, который начал вызревать еще при духовном наставнике, но прежде всего философе начала XIX в Мухаммаде Ярагском, который предложил дагестанцам и другим народам Кавказа идею свободы личности от любого вида засилья.
Уже оформившийся в политическую идею социализм был поддержан дагестанскими мусульманами в конце XIX – начале XX века. Они находили в импульсе социализма и ленинских идеях власти народа – коранические и исламские нотки, метки и отголоски: справедливость, социальность, консолидация, коллективизм, простота, отказ от гордыни, взаимопомощь, солидарность с обездоленными, неприятие коррупции и капиталистического хамства.
Между тем, свобода совести и вероисповедания, толерантность и миролюбие (конституционно закрепленные в 1921 году) были вшиты в саму многовековую культуру дагестанского социума и этнокультурной ойкумены. Историки с натяжкой говорят, что дагестанцы никогда не воевали друг с другом, не считая стычек различных обществ из-за земель и ресурсов, и лишь фрагментарные (ангажированные арабами) с целью распространения ислама и идеологии. А серьезные гражданские стычки известны нам в Кавказскую войну (1821-1859 гг. – дагестанская милиция и мюриды) и Гражданскую войну (1918-1920 гг. – белые и красные). Некоторые отголоски гражданского противостояния имели место в 1999-2014 гг. когда часть дагестанцев прямо или косвенно, тайно поддержала радикальный исламский проект, а другая (в лице милиции, военных и традиционалистов) – боролась с ними как словом, так и оружием.
Площадка нужна!
Создание площадки, на которой возможен диалог и просветительство, где будет происходить научный поиск и дискуссии – вокруг вопросов науки и религии – очень важно именно для дагестанского общества, где ислам всегда приватизируют некоторые группы сообществ, и используют его в целях деструктивных и антагонистических. Хотя в самом Коране заложен мощный потенциал к примирению, дипломатии, ненасилию, просветительству, последовательности. Ряд аятов говорят о том, что «Нет принуждения в религии» (см. Коран, 2:256), что необходима группа, призывающая к одобряемому и критикующая язвы общества (см. Коран, 3:104), дается намек на то, кого считать наилучшим творением, а это те, кто призывает к истине и последовательности (см. Коран, 103:3). Писание призывает к размышлению и к научному осмыслению процессов также (см. Коран 16:69; 39:42; 13:3 и мн.др.).
Тем не менее, в дагестанском общество всегда жив некий порыв к силовому смещению, сносу, ликвидации инакомыслия, «иных», «чужих», представителей «крестоносцев», «иудеев» и т.д. Силовые и радикальные сценарии вызревают как в иных странах, которые играют на теме сепаратизма, русофобии, так и с помощью внутренних сил, поддерживаемых специальными службами иностранных государств. Они используют ошибки в управлении местных политических элит, а также конфессиональные и национальные перегибы и вывихи в политике. К примеру, приезд лидера иудейских общин России Берл Лазара в Дербент на закладку «капсулы времени» под строящийся Духовный центр, выдается как освещение строительства Новой Хазарии на территории Дагестана. И вокруг этой новости нагнетается паника и истерия, которая разгоняется в социальных сетях. Происходит формирование жесткого экстремистского радикалистского поля. Многие возникающие проблемы происходят и рождаются из-за неумения или нежелания власти говорить с обществом, а также из-за дефицита проговаривания проблем республики в целом. Поэтому диалог нужен всегда!
Клубу быть!
В организационном первом заседании научно-просветительского клуба «Наука и религия» приняли участие представители научной и педагогической интеллигенции, представители министерства по национальной политике и делам религий РД.
Надо сказать, что духовным и идейным основателем клуба является теолог с более чем полувековым опытом исследований Священных Писаний, автор нескольких трудов по теологии («Квантовое бессмертие по Корану», «Научные маяки Корана», «Преемственность Священных Писаний» и др.) врач из дагестанского города Буйнакск – Гасан Сулейманович Гасанов.
В своем приветственном выступлении, кандидат педагогических наук, директор Библиотеки для слепых Гаджи Малучиев отметил, что клуб призван сблизить позиции дагестанцев, которых порой разделяет неправильная или поверхностная, фанатичная или однобокая трактовка религии. Проводя социологические исследования, ученый признается, что наблюдает в обществе большой вал радикальных религиозных настроений, которые сбивают все потуги власти в гражданско-патриотическом направлении. «Меня тревожит клерикализация общества, и обнадеживает вера», — делится Малучиев своими мыслями перед собравшимися.
Затем с небольшим докладом перед участниками встречи выступил теолог Гасан Гасанов. Он резюмировал многолетний труд и рассказал об основных итогах работы над текстами Священных Писаний, в частности Корана. Священная Книга ислама открыла перед исследователем необозримый мир научной глубины. Он нашел удивительные сочетания и параллели между открытиями современной науки и кораническими аятами. Основной вывод его исследований: никаких противоречий между религиями и наукой нет и быть не может. Любые кажущиеся противоречия – это недостаток знаний как со стороны религиозных, так и научных кругов. Нужно сближать позиции!
Министерство по национальной политике и делам религий представляла Хасайбат Валиева, которая указала на необходимость создания подобного сообщества, и обещала клубу всяческую поддержку и содействие со стороны ведомства. «Такой клуб должен был быть 20 лет назад!», — отметила она.
Доктор философских наук Асият Буттаева говорит, что клуб в наше постиндустриальное время, развитие социальных платформ и медиа – очень необходим. В клуб нужно созывать и докторов шариатских наук, такие в республике есть. Надо сказать, что Асият Магомедовна много лет преподает философские дисциплины в Дагестанском Гуманитарном институте, где теологическое направление базовое и одно из самых передовых в России.
С Буттаевой согласился кандидат филологических наук, преподаватель ДГПУ Абакар Халунов, который некогда возглавлял отдел науки и образования Муфтията РД: надо активнее вовлекать теологические кадры в работу клуба и объединяться вокруг вечных ценностей.
Отрадно было видеть здесь и руководителя философско-интеллектуального клуба «Эпохе», который много лет объединяет всех мыслящих дагестанцев. Джамирза Магомедов, который обещал сотрудничать и дружить «клубными домами» и также подчеркнул необходимость дискуссии и диалога в дагестанском обществе.
Присутствовал на открытии клуба также один из крупных физиков-естественников республики и России, автор учебника для вузов России «Концепции современного естествознания. Учебник и практикум для академического бакалавриата» Магомедбаг Гусейханов.
«Перед отступлением науки и верховенством религии, которое все мы наблюдаем, необходимо вернуть в общество разум и логику», — говорит ученый. Он внимательно изучил книги Гасана Гасанова и уверен, что идеи теолога заслуживают внимания широкой научной и педагогической общественности, так как предлагают посмотреть на Коран и ислам с естественнонаучных позиций, оставив распри и раскол. Хотя инструментом религии является вера, а науки – доказательство, единение возможно только на платформе разума. Религия создана чтобы внести гармонию в общество, — полагает физик.
«И почему все религии, если они все призывают к Богу, до сих пор объединившись не несут свет и разум всему человечеству!?», — недоумевает ученый.
Динара Ахмедова, кандидат экономических наук и преподаватель кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного институт давно общается с теологом Гасановым и многие его идеи принимает как необходимое условия формирования научного мышления как у теологов, так и в целом мусульманской общины.
Востоковед, эксперт Общественной палаты РД Акушали Шафи, который до 20 лет жил в Сирии и прекрасно осведомлен в процессах в исламском мире, с воодушевлением поддержал открытие такого клуба и готов активно участвовать в его работе. С середины 90-х гг. ХХ в. он наблюдал в Дагестане процессы радикализации и фанатизма, которые раскручивались вокруг ислама и мусульманских общин. Многое в республике он воспринимал с удивлением. К примеру, когда простые дагестанцы боготворили арабов, идеализируя их поведение и образ жизни, но на поверку оказывается, что ни одна страна арабо-мусульманского мира не создала идеальный, независимый, благополучный, с точки зрения Корана, мир. «И чему они хотят и могут научить нас», — говорит он. Кроме того, Шафи предлагает смотреть на ислам глазами науки и рациональности, отбросив в XXI веке фанатизм и экстремизм, которые ни к чему хорошему дагестанцев и Дагестан не приведут.
В завершении, модератор мероприятия политолог и журналист, кандидат политических наук Ханжан Курбанов, подвел итоги встречи и пожелал успехов новому начинанию. «Дело в том, что ислам был и останется идеей благонравия и мира, который хотят использовать враги России для раскачки ситуации и расколов. Но им это не удастся. Все люди доброй воли должны объединиться вокруг благородной идеи клуба», — отмечает Курбанов.
Клуб имеет свой устав, был утвержден совет клуба, заседания клуба было решено проводить в ежемесячном формате на разных площадках с приглашением ученых, теологов и студенческой молодежи.
Владимир Курбский





