Амина Магомедова
5 ноября в селе Хрюг Ахтынского района Дагестанский государственный университет провел пресс-конференцию по итогам проекта «Мобильные университетские смены». В рамках проекта ученые университета выезжали в села, чтобы рассказывать местным школьникам о науке и показывать ее: были эксперименты по физике, практика с БПЛА и инженерией, мастер-классы по биотехнологиям, где школьники узнали, как создать целый виноградник из одной почки и т.д.
Мобильные смены побывали в 15 районах Дагестана. Более 4000 школьников из отдаленных сел, как сообщили на пресс-конференции, приняли участие в мастер-классах и лекциях по физике, химии, робототехнике, IT и биотехнологиям, БПЛА, проектной работе.
«Мобильные университетские смены» – это часть федерального просветительского проекта (фестиваля) ДГУ «С наукой в села!», который победил в конкурсе Минобрнауки России.
«Победа ДГУ в конкурсе – это признание нашей идеи, команды и миссии: донести науку до самых отдаленных уголков Северного Кавказа», – отзывался ранее о победе ректор ДГУ Муртазали Рабаданов.
Наравне с городскими?
У городских школьников больше возможностей посещать университеты, научные организации, лаборатории, сельские же – обделены. Чтобы как-то уравнять возможности детей, отметил на пресс-конференции Рабаданов, университет начал эту практику. Немалый интерес и у самого вуза: университетские смены стали особой формой профориентационной работы, возможностью привлечь студентов в вуз.
«Глава Дагестана Сергей Меликов часто призывает вузы идти в школы. В ДГУ помимо смен запущено достаточно много проектов по взаимодействию с учащимися школ», – в самых общих чертах рассказал Рабаданов о проводимой вузом работе по линии «школа — вуз — наука».
Получение подготовленного абитуриента ректор назвал одной из главных задач ДГУ. «Мобильные университетские смены» через пробуждение в детях интереса к науке, отметил ректор, тоже ее решали.

Фото: пресс-служба ДГУ.
Отвечает ли стратегическим задачам?
Один из журналистов поинтересовался, насколько проект отвечает стратегическим задачам страны по развитию человеческого капитала в регионе. Этот вопрос был задан, потому что есть такой федеральный проект «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок». Его цель – повышение привлекательности науки и образования в том числе для молодых исследователей и обучающихся.
Отвечая на вопрос, Рабаданов отметил, что проект ДГУ «Мобильные смены» реализуется в рамках Десятилетия науки и технологий (2022-2031 гг.) и инициативы «Наука рядом» и выполняет задачи, связанные с пробуждением у школьников интереса к естественно-научным знаниям.
«Десятилетие науки и технологий направлено на достижение технологического суверенитета страны. А технологический суверенитет без физики, математики, без естественно-научных направлений невозможен. Поэтому в стратегию мы укладываемся именно в этой части – естественно-научной», – дополнил ректор.
Качественный абитуриент
Кроме того, подчеркнул Рабаданов, сам вуз хочет получить хорошо подготовленных абитуриентов. В этой связи он в очередной раз коснулся темы ЕГЭ.
«Для нас очень важно получить качественно подготовленного абитуриента. Чем лучше его подготовка, тем более квалифицированных специалистов мы сможем выпустить. Поэтому работа со школьниками – важное для нас направление. Мы, кстати, запустили и программы среднего профессионального образования — для того чтобы по определенным направлениям готовить себе абитуриентов, потому что мы очень сильно зависим от ЕГЭ. А ЕГЭ у нас в республике сдают плохо», – констатировал Рабаданов.
В качестве примера он рассказал, как сдают экзамены в Институт экологии и устойчивого развития ДГУ: «Там стоит у нас экзамен по географии. Очень плохо сдают, и людей очень мало. Поэтому мы готовим через среднее профессиональное образование для себя абитуриентов».
Попросились в лабораторию
Вопросы к ректору были и у школьников — участников проекта. Ученица Ахтынской СОШ №1 рассказала ректору, что у них в школе нет возможности заниматься исследованиями, проектами, и спросила, могут ли школьники использовать лаборатории ДГУ, доступны ли они.
«Безусловно, доступны! Конечно. Задача в этом и заключается… Главное, чтобы у вас интерес был к каким-то проектам. Давайте участвовать в наших проектах, наши студенты пишут много проектов. Можно вместе со студентами создавать совместные проекты», – позитивно и вдохновляюще ответил Рабаданов.
На пресс-конференции также выступили и ответили на вопросы руководитель направления Дирекции научно-технических программ Алина Павлова, председатель Собрания депутатов Ахтынского района Гаджимурад Парпачев, и.о. начальника управления образования района Заира Муталибова и руководитель проекта, председатель Совета молодых ученых ДГУ Джамиля Гамидова.
Муталибова рассказала о планах по созданию на базе местных школ постоянных научных кружков и развитию партнерских программ с ДГУ для поддержки одаренных детей.

Фото: пресс-служба ДГУ.





