Заседание Совета по морской деятельности под председательством премьер-министра Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова прошло в среду, 17 декабря. Участники подвели итоги работы за 2025 год и рассмотрели перспективы развития Махачкалинского морского торгового порта на период до 2030 года.
Открывая заседание, глава правительства республики подчеркнул особую роль морского сообщения в транспортной логистике страны. Он отметил, что благодаря своему геополитическому положению Дагестан обладает значительным потенциалом для развития этого направления как ключевого звена международного транспортного коридора «Север – Юг».
«Махачкалинский порт является стратегическим узлом на Каспийском море. Его значение как связующего звена между Югом России и государствами Средней Азии, Ираном, Индией и другими странами возрастает. Выгодное расположение открывает широкие возможности для экспорта и логистики», — заявил Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Премьер-министр сообщил, что развитию портовой инфраструктуры уделяется повышенное внимание на федеральном и региональном уровнях. В рамках коридора «Север – Юг» уже реализуются конкретные проекты, включая строительство подъездной автодороги протяженностью 6,7 км, которое планируется завершить до конца 2026 года. Это позволит увеличить грузопоток и снизить нагрузку на дорожную сеть Махачкалы. Кроме того, приняты решения о создании особой экономической зоны и реализации инвестиционного проекта «Строительство сухого порта».
Исполняющий обязанности генерального директора порта Юсуп Гаджиев представил стратегию развития, ключевой целью которой является создание современного мультимодального логистического хаба международного уровня. Это позволит связать Каспийский регион с Черноморским бассейном, Средней Азией и Персидским заливом, превратив порт в центр прибрежной экономики.
В рамках модернизации завершается проектирование нового зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год. Ведутся работы по модернизации контейнерной площадки и обновлению портовой техники, включая закупку кранов повышенной грузоподъемности. Активно развивается железнодорожная инфраструктура: согласовано техническое задание на строительство соединительного пути к станции «Махачкала», что позволит увеличить пропускную способность до 4,9 млн тонн в год.
Врио министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Магомед Тагиров доложил о текущих мощностях порта и перспективах роста. Развитие торговых отношений с Ираном рассматривается как приоритетное направление, при этом потенциал товарооборота между странами реализован лишь на 10-15%. Основной резерв роста грузовой базы сосредоточен на экспорте сельхозпродукции, удобрений и лесоматериалов, а также на импорте оборудования и строительных материалов.
Также министр сообщил о ходе подготовки проектной документации на строительство автодороги к «Сухому порту» протяженностью 15,6 км, которая обеспечит развитие транспортной инфраструктуры северо-западной части Махачкалы и разгрузит пригородные дороги. Планируется, что экспертиза проекта будет завершена к 28 февраля 2026 года. Отдельно ведется строительство подъездной дороги к морпорту от федеральной трассы Р-215, начатое в текущем году по поручению президента России.
Первый заместитель министра экономики и территориального развития республики Адильхан Ахмедов озвучил детали создания особой экономической зоны (ОЭЗ) «Махачкала». Для резидентов ОЭЗ предусмотрены существенные налоговые и таможенные льготы, а также особый административный режим. Уже сформирован перечень из пяти потенциальных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 12,2 млрд рублей, которые могут создать почти пять тысяч рабочих мест.
В завершение заседания Абдулмуслим Абдулмуслимов вручил награды. Благодарственные письма Министерства транспорта РФ получили врио министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Магомед Тагиров и генеральный директор АО «Махачкалинский морской торговый порт» Джамал Алиев.





