Жительница Махачкалы благодарит Госжилинспекцию за отмену ошибочно начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В интервью «МД» Раисат Хайбулаева, проживающая по ул. Леваневского, рассказала о том, как всё произошло:
— Для нас очень тяжелым и неприятным сюрпризом стали требования выплатить якобы накопившийся долг за газ в сумме аж 109 тысяч рублей. Куда мы только не обращались! Мы точно знали, что столько газа не потребляли. Вообще все их предположения строились на том, что у нас просторная площадь жилого помещения.
В итоге мы очень благодарны Госжилинспекции, представители которой все же разобрались в ситуации. Их представители подробно изучили и документацию (а я храню все квитанции), и компьютерную информацию (там тоже все сохраняется). Они побывали у нас дома, убедились, что счетчик работает без перебоев, пломбы не сорваны. Это, кстати, так называемые «ленинградские счетчики», они считаются качественными.
В целом ситуацию проанализировал начальник отдела надзора за энергосбережением и обоснованностью платежей за жилищно-коммунальные услуги Госжилинспекции РД Магомед Махмудов.
— Насколько это в принципе распространенное явление – ошибочно начисленные платежи?
— На сегодняшний день в Госжилинспекцию поступило 254 обращения о необоснованном начислении за ЖКУ. Из них львиная доля за газ и электроэнергию: 76 и 89 соответственно. Судить о том, какая это часть от реальных случаев необоснованных начислений, нам сложно.
— С чем связаны такие ошибки? Сам процесс начисления имеет автоматизированный характер?
— По результатам проводимых проверок мы можем судить, что такие ошибки чаще всего выходят из-за различия показаний приборов учета абонентов и сведений о них в базе ресурсоснабжающей организации.
— Было бы интересно поподробнее узнать о случаях возвращения денежных сумм потребителям.
— Например, жителю Махачкалы, проживающему по адресу ул. 5-я Таркинская, 44, ПАО «ДЭСК» произвела перерасчет на сумму более 32 тысяч рублей. Жительнице Махачкалы, проживающей в доме №59 «б» по ул. М. Горького был сделан перерасчет необоснованного начисления за газ на сумму 22 тысячи рублей.
Махачкалинцу, проживающему на улице Портовое шоссе, 2, компания «Махачкалатеплосервис» произвела перерасчет неверно начисленной платы за горячую воду и отопление в размере более 100 тысяч рублей.
На самом деле таких случаев много, жилищная инспекция тщательно проверяет факты по каждому обращению, в случае подтверждения выдает предписание об устранении выявленного нарушения. Как правило, они исполняются сразу. Если нет — применяются меры административного воздействия в виде штрафов. В прошлом году было произведено таких перерасчетов на сумму около 4 млн. руб.
— В целом какова общая рекомендация для ситуаций, когда потребитель считает (или предполагает), что платежи ему начислены ошибочно?
— Первым делом необходимо обратиться с заявлением о необходимости сделать перерасчет в саму ресурсоснабжающую организацию. Если они не реагируют — обращайтесь в надзорные органы — жилищную инспекцию, прокуратуру.
Беседовал Альберт Мехтиханов