МИФ 1
Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование – одно и то же.
ЭТО НЕПРАВДА
ЦОС и дистанционная форма обучения не одно и то же. Оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов в рамках ЦОС нацелены, в частности, на то, чтобы обеспечить качественными учебными материалами всех детей без исключения вне зависимости от места их жительства и формы обучения. Тот факт, что во время дистанционного обучения школы пользуются элементами создаваемой ЦОС, внёс путаницу, из-за которой родилось много других мифов.
ЦОС создаётся для того, чтобы повысить качество образования по всей стране при всех формах обучения. Ей смогут пользоваться и дети, которые по разным причинам (в основном, по состоянию здоровья) обучаются дистанционно постоянно или временно. Инструменты ЦОС будут использованы в традиционной очной форме обучения – электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке и т.п.
МИФ 2
Развитие ЦОС – первый шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат.
ЭТО НЕПРАВДА
Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех на постоянной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, которые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удалённо, инструменты ЦОС им помогут. Семья обладает преимущественным правом в выборе формы и места получения образования. Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в конкретном регионе. Решение о переходе принимает регион. Дистанционные технологии – это форма поддержания образовательного процесса в текущей эпидемиологической ситуации. И это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей.
МИФ 3
Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована.
ЭТО НЕПРАВДА
Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами и т.п. Он не предполагает всеобщего перехода на дистанционное обучение. Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удалённую форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган.
МИФ 4
Целью ЦОС является последующее сокращение числа школ и учителей.
ЭТО НЕПРАВДА
ЦОС создаётся ДЛЯ учителя, а не ВМЕСТО него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. ЦОС разгрузит учителей от рутины: бумажной отчётности, проверки однотипных домашних заданий и т.п. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее и насыщеннее с помощью качественных видеоматериалов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми, на проектную работу и т.п.
МИФ 5
Цифровизация снижает уровень знаний детей.
ЭТО НЕПРАВДА
Современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Во-первых, нынешним детям сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски, им трудно сосредоточиться, намного лучше они поймут новую тему, если она будет преподнесена с помощью увлекательного учебного фильма, сделанного с использованием графики и эффектов. Во-вторых, цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний. Например, за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит 5 пропущенных букв, он смог бы пройти тест, вставив 50 букв. Понятно, что во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания). Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям и повысить эффективность их обучения.
МИФ 6
Если так много денег планируется потратить на ЦОС, значит, всё-таки готовится переход на всеобщий дистант.
ЭТО НЕПРАВДА
Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч), конечно, стоит недёшево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота – создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры. Но без таких инвестиций сложно достичь) главных целей нацпроекта «Образование» – вхождения России в десятку лидеров по качеству общего образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Добиться таких результатов в условиях всеобщего дистанта невозможно, поэтому Минпросвещения России точно не заинтересовано в глобальном переходе на удалённое обучение.
МИФ 7
Хорошее образование можно получить без цифровизации, поэтому ЦОС вводить не нужно.
ЭТО НЕПРАВДА
Аргумент: «Мы учились без компьютеров и получили хорошее образование» – довольно странный. Он относится к прошлому, а не к современности. Вы тогда пользовались дисковыми проводными телефонами. Попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов. Прогресс не стоит на месте. Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться. Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспективы для всей страны.
МИФ 8
В интернете уже есть много обучающих платформ, можно было бы пользоваться ими, а новые – создают лишь бы потратить государственные деньги.
ЭТО НЕПРАВДА
В интернете действительно уже большое количество обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, соответствующий ФГОС, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы. Такая платформа ещё только создаётся, она будет называться «Моя школа». Во время дистанционного обучения многие пользовались похожими платформами: РЭШ, МЭШ и другими. Они, конечно, очень помогли школам не прерывать обучение, но пока ещё не проработаны до конца, поэтому мы создаём государственную платформу, которая будет отвечать всем требованиям, и пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.