В четверг состоялось внеочередное заседание республиканской антинаркотической комиссии, оно было прямо связано с трагедией в поселке Тарки, где 3 и 6 января были убиты двое местных жителей. В ходе совещания врио главы республики Сергей Меликов обозначил проблему наркомании в Дагестане как одну из самых острых, поделившись конкретными цифрами.
Почему республиканская власть не сразу высказалась о случившемся
Руководитель региона не сторонник, как он выразился, сразу комментировать события и «ловить хайп». Нужен четкий анализ и принятие решений на его основе. Высказываться с дивана легко, принимать решения – совсем другое дело.
Претензий много, в том числе к самой комиссии. Врио главы считает, что работа по противостоянию распространению наркотиков велась в республике неэффективно. Она проводилась «по накатанной», формально. Чем это оборачивается, показали события в Тарках.
Цифры и… цифры
Сергей Меликов предостерег чиновников от самоуспокоения: мол, Дагестан совсем не антилидер по тяжести проблемы в Российской Федерации; мы «середнячки», ну и ладно. Вот и получили трагедию в Тарках.
Официальную цифру – более 4 тысяч наркоманов на учете – Меликов предложил удесятерить (имея в виду реальные масштабы проблемы). По социологическим исследованиям, 90% дагестанцев считают проблему актуальной в республике, почти 8 процентов опрошенных пробовали наркотики, около 2,5% время от времени их употребляют.
«Советую присутствующим вдуматься в эти цифры», — призвал врио главы.
Наркобизнес и общество
Торговцы наркотиками внедряют новые способы их реализации: нынче они вообще не контактируют напрямую с клиентами, а готовят так называемые «закладки». По стране ежегодно ограничивается доступ к десяткам тысяч интернет-ресурсов, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В Дагестане такая работа на должном уровне не ведется. В ходе поездок по городам можно встретить нанесенные на стены криптографические надписи, которые являются «маячками» для наркозакладок и указывают аккаунты, сообщающие об этих закладках.
Противостоять этому эффективно можно силами всего общества. Правоохранительные органы могут только пресекать действия преступников, в некоторых случаях – предупреждать. Но заниматься профилактикой – задача всех.
Каждое четвертое
Глава МВД Дагестана Абдурашид Магомедов сказал о том, что зарегистрированные преступления, связанные с наркооборотом, являются самыми распространенными в республике. Они составляют четверть от общего числа преступлений. Из 9 200 лиц, привлеченных к уголовной ответственности, 2 280 привлечены именно за наркотики.
В республике как выращиваются местные растения, которые затем используются как наркотические вещества, так и проходят каналы транспортировки наркотиков. Более половины наркотиков относятся к тяжелым, которые в самой республике не производятся.
Выселение семьи
Далее Сергей Меликов задался вопросом, насколько российскому законодательству соответствует решение о выселении семьи из поселка Тарки. Мэр Махачкалы Салман Дадаев пояснил, что сама семья своим согласием отреагировала на такое обращение джамаата поселка, переданное через авторитетных в населенном пункте лиц.
Сам мэр считает, что с учетом настроений в среде молодежи (возмущенной двумя убийствами), упомянутой семье во всяком случае на время было целесообразно поселок, дабы избежать каких-либо действий в свой адрес.
Меликов высказался о том, что в таком случае надо было иначе расставить акценты в сообщении о случившемся: говорить не о требованиях выселить семью, а о ее готовности покинуть поселок во избежание инцидентов.
Также руководитель региона предложил дать правовую оценку блогеру, который призывал навести порядок, «взявшись за карабины».
«Одни и те же полянки, делянки…»
А прокурор Дагестана Алексей Ежов высказался за то, чтобы не только выкашивать соответствующие посадки (их легко восстановить – «используются одни те же полянки, делянки»), а обрабатывать эти площади химреагентами.
По его словам, по событиям в Траках возбуждено три уголовных дела – по двум убийствам и распространению наркотиков.
Нам нужно перенастроить свои цели и задачи, подытожил Сергей Меликов заседание антинаркотической комиссии.
Отдел новостей «МД»