По окончании прямой линии, состоявшейся в среду, врио главы республики Сергей Меликов ответил на вопросы журналистов.
– Ваши впечатления и первые выводы?
– Это же общение, диалог, он не может вызывать каких-то отрицательных эмоций. Хотя, конечно, некоторые вопросы коробят, не риторикой самого вопроса, а тем, что, к сожалению, я не могу сегодня в полной мере ответить, когда много лет волнующая людей проблема будет решена. Обещания пустые давать я не люблю, а чтобы конкретно ответить на вопросы о воде, газе и свете, чтобы выработать механизм реализации этих вещей, нужно планирование, согласование, увеличение бюджета — и только тогда мы можем сказать, что к такому периоду и году эту проблему решим. А люди же хотят сегодня жить в нормальных условиях. Эти вопросы, конечно, не дают полного удовлетворения, потому что я не могу в полной мере на них ответить.
Могу лишь сказать и повторить, что мы идем по этим направлениям. И сегодня те задачи, которые ставим перед собой, в ходе прямого эфира еще раз подтвердились вопросами людей, что они правильные.
С одной стороны, диалог позитивный, с другой стороны — есть какой-то комплекс неопределенности в сроках и объемах реализации.
– Получили ли вы какие-то подсказки от жителей нашей страны для дальнейшей работы?
– Конечно, много подсказок и в ходе общения не только сегодняшнего, и сегодня что-то было новое, а что-то подтвердило те вещи, которые мы видим для себя перспективными. В качестве примера — очень хороший вопрос о возможности получения водительских прав для инвалидов. Вопрос по развитию инфраструктуры городского транспорта. Это совпадает с нашим мнением и подтверждает, что мы в правильном направлении движемся. Хороший вопрос по развитию скейт-площадок. Я сначала не придал значения – ну скейт-площадка, и что? А это же современный образ жизни, динамика, молодежь, которая хочет двигаться и вести здоровый образ жизни. Я говорил, что меня удивляет отсутствие таких элементарных вещей, как велосипеды в прокат, самокаты и скейты в прокат. Я думаю, это лучше, чем кальян курить, поэтому нужно идти навстречу людям, которые видят в этом перспективу своего развития.
– Вы недавно были в Южном Дагестане. Демонстрируете, что для вас важен контакт с населением. Насколько разнится информация напрямую от жителей республики от информации, поступающей от чиновников?
– Сегодня чиновники тоже уже привыкли, что я перепроверяю информацию, поступающую от них. Когда мы в первый раз встречались с журналистами, тогда открылись много фейковых профилей в соцсетях под моей фамилией. Я тогда сказал, что у меня нет инстаграма, я его сегодня не завожу, потому что нужно было сначала изучить ситуацию, в которой сегодня находится республика. Чтобы потом объективно отвечать на вопросы. Когда я подготовился, тогда завел страничку, через которую получаю массу вопросов, которые стараюсь читать, но не на все успеваю отвечать. Сегодня в том числе и эти вопросы были затронуты.
Что касается такого формата, я хочу вам сказать: в этом отношении инициативу дал лидер страны. Если вы видите, когда он общается со своими коллегами, заместителям, членами правительства по любому поводу, он всегда располагает информацией. У каждого в этом отношении своя методика. И есть разные способы получения этой информации, как мы говорим, «с земли». Та форма, которую я избрал для себя, – наиболее приемлема для меня. Живое общение и по эмоциям людей дает возможность судить, что для них важнее всего.
Я на самом деле не люблю слово «чиновник», хотя в нем ничего плохого нет, но люди, работающие сегодня в правительстве, включая премьер-министра Амирханова – он тоже эту форму избрал для себя. Только мы по-разному ее реализуем. Если я взял сразу комплекс проблем, то он поочередно объезжает районы, которые обозначают необходимость решения тех или иных задач. И там тоже он встречается с людьми и в неформальном общении выясняет подробности, нужные для принятия решений. Заместители премьер-министра тоже работают по этой формуле. Руководители министерств тоже пытаются проверить достоверность информации. Не выехав в школу, не пройдясь по ее этажам, нельзя убедиться, она к сдаче готова или нет.
– В свое время были закуплены автобусы для жителей Каспийска, которые ездят в столицу республики. Но сегодня эти автобусы уничтожены и практически не выходят на линии. Сегодня вы озвучили вариант создания своего регионального оператора — транспортной государственной компании. Не ожидает ли эту компанию такая же судьба, как эти метаны?
– Это смотря как руководить. Можно доруководиться так, что — пример в том же Каспийске с водоканалом. Во многих регионах и крупных городах водоканалы являются прибыльными организациями, а в Каспийске он уже банкрот несколько лет. А можно руководить так, чтобы эта транспортная компания, неважно, какой она будет — региональной, муниципальной или частной, она может процветать и создавать условия для населения.
Я привожу всегда в пример Москву. Там в середине 90-х ничего не было, кроме непонятных маршруток с водителями — выходцами из Средней Азии. А сегодня в любой вид транспорта, включая метро, приятно зайти. И это можно сделать, это сделано руками. Тем более у нас есть работа, выполненная московским НИИ, которая как букварь — перелистывай страничку, приклеивай туда денежку, которая нужна для реализации проекта – и реализуй его. Нужно просто принять жесткое решение, что должно быть только так и никак по-другому, и добиваться исполнения этого решения. Важно, чтобы это находило поддержку среди людей. Потому что мы сейчас начнем вытеснять с этого серого рынка тех, кто сегодня организует перемещения маршруток. В Махачкале маршрутных такси 85%, только оставшаяся часть — автобусы и троллейбусы — перевернутая пирамида, должно быть наоборот. Как только мы начнем эту пирамиду переворачивать, кто-то начнет обязательно бултыхаться, давать непонятные комментарии, вставлять палки в колеса. В этом вопросе важна общественная поддержка.
– Вопрос о реконструкции проспекта Шамиля. Какова судьба проекта и вообще ждать ли нам его реализации?
– Конечно, ждать. В прошлом году я приостановил вложение федеральных средств — 60 млн планировалось вложить в ремонт. Не было ни концепции по ремонту, ни четкого устойчивого проекта. Так, наляпать ямочный ремонт – в начале, середине и в конце. Я сторонник того, чтобы принять единое решение по развитию Махачкалы и Каспийска. И если сегодня мы не готовы деньги вложить в ремонт проспекта, который дал бы положительный эффект, – лучше тогда их не вкладывать вообще. А подождать, пока не получим ту картинку, которая нас всех устроит. 30-го числа Салман Дадаев будет повторно докладывать предложения по развитию города на три года. Исходя из этого доклада, возможно, будет принято решение о реконструкции проспекта Шамиля. Либо мы в этом году будем делать хороший проект, либо мы отведем этот вопрос на ближайшее, но обозримое будущее. Но только тогда, когда будем готовы к качественной реконструкции, а не ямочному ремонту.