В мэрии Махачкалы накануне обсуждали проблему некачественного электроснабжения городских потребителей. Собрались работники администрации, общественники и журналисты.
Было озвучено, что первые признаки кризиса были выявлены еще в ноябре прошлого года. Тогда из-за осадков был обесточен практически весь город: обе насосные станции на Вузовском озере и Хушетском водохранилище. В дома горожан не поступала вода, отсутствовало тепло.
Со стороны гарантирующего поставщика реакции не было. Для принуждения поставщика к выполнению своих обязанностей по поручению руководителя республики Сергея Меликова был создан расширенный оперштаб. В него вошли прокурор и начальник УВД Махачкалы.
Затем мэр города Салман Дадаев встретился с руководством ПАО «Россети Северный Кавказ». На встрече были озвучены основные претензии:
- дефицит аварийных бригад — в самый пик отключений работало всего две бригады;
- приезжавшие на аварии бригады говорили, что у них нет ремонтного материала;
- население не оповещали своевременно, не предоставлялась актуальная информация по авариям и времени их устранения.
Руководство «Россетей» заверяло, что ситуация больше не повторится. Еще целый месяц предприятие проводило профилактические мероприятия, чтобы избежать в будущем таких массовых отключений.
Однако все так же любое изменение погоды приводит к отключениям электроэнергии. Ситуация стала резко ухудшаться летом: веерные отключения, аварии на подстанциях, отключения в центральной части Махачкалы в шахматном порядке со ссылкой на ежедневные аварии.
За последний месяц три крупные аварии оставили без света несколько десятков тысяч человек почти на двое суток. 23 июня произошла авария на подстанции «Компас», в результате чего пять крупных районов города остались обесточенными. При этом гарантирующий поставщик не проинформировал, в чем причина отключений и когда ждать восстановления подачи электроэнергии.
Электроснабжение было восстановлено только к концу вторых суток. Мэрия не смогла получить информацию о причинах задержки, так как ответственные работники у поставщика не отвечали на звонки.
Несколько аварий произошло и 28 июня: на подстанции «Новой», у школы №42, по проспектам Гамзатова, 64, и Петра Первого, 14. Подачу электричества полностью на всех участках восстановили к концу вторых суток.
Ливень, пронесшийся по Махачкале 7 июля, оставил без электричества практически весь город. Хотя к 11 часам ночи того же дня последствия непогоды практически полностью ликвидировали, даже на третьи сутки оставались 24 крупные локации, на которых не было электричества.
Все это привело к протестным акциям. По поручению главы Махачкалы к гарантирующему поставщику была направлена межведомственная комиссия. На совещании было сказано, что работает 13 бригад. Однако комиссия установила, что работа идет только на пяти локациях. Но участков, где люди в течение трех суток ждут электроэнергию, было гораздо больше. Проверка показала, что работы не выполняются на половине указанных поставщиком адресов.
По итогам были составлены все необходимые акты и направлены в надзорные органы для принуждения «Россетей» — «Дагэнерго» к выполнению своих обязанностей.
С 15 июня по 12 июля Единая дежурная диспетчерская служба обработала более 64 тысяч обращений, из них более 24 тысяч — жалобы на отсутствие света.
Согласно постановлению правительства России №442 допустимое количество отключений за год — 72 часа, но не больше 24 часов подряд. Исключения составляют случаи, когда на ремонт электросетевого хозяйства нужно больше времени и это согласовано с надзорным органом.