В Дагестане разрабатывается Стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года. 24 июня план Стратегии-2030 обсуждался на заседании Совета при главе РД по стратегическому развитию и проектной деятельности.
Вице-премьер дагестанского правительства Нюсрет Омаров назвал ее краткосрочные и тактические цели, среди которых – преодоление кризиса и создание условий для прироста валового регионального продукта, наращивание производства товаров и услуг отраслей и комплексов, привлечение новых видов бизнеса, стимулирование малого бизнеса, модернизация сферы торговли и услуг, повышение уровня занятости населения региона.
По мнению экономиста Маира Пашаева, реализация Стратегии будет проходить в два этапа: 2021–2024 и 2025–2030 годы. Этапы будут полностью синхронизированы с нацпроектами и совпадать со «следующим циклом нацпроектов России до 2030 года и горизонтом Стратегии-2030 РФ».
Врио главы Дагестана Сергей Меликов предложил разделить Стратегию по направлениям: развитие строительной отрасли, земельных отношений, сельского хозяйства, цифровизации, здравоохранения и образования. Доработкой Стратегии, план которой, как ранее сообщалось, должен быть представлен в текущем июле, займутся рабочие группы под руководством курирующих вице-премьеров. В работу над документом, сказал Меликов, должны быть подключены профильные комитеты Народного собрания и профильные вузы. При этом глава республики надеется, что все необходимые процедуры будут завершены к концу августа и Стратегия-2030 получит правовой статус.
Один из разработчиков Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года, экономист Маир Пашаев считает, что она определяет не только развитие Дагестана на ближайшие десять лет, но и вектор развития на 2030–2040 годы.
Согласно стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, Дагестан включен в перечень геостратегических территорий России.
«В проекте Стратегии нами предложен раздел «Республика Дагестан – приоритетная геостратегическая территория РФ», да и все содержание Стратегии и Схему территориального планирования необходимо выстроить в соответствии с этим важнейшим понятием. Политика военных конфликтов западных государств на сопредельных с нами территориях, попытки геостратегического давления в Каспийском бассейне отражаются у нас в высоких рисках и низком уровне инвестиций. В силу этого мы просто обязаны во взаимодействии с федеральным центром найти пути решения комплексного развития территории, ликвидации инфраструктурных ограничений федерального уровня, быть развитым регионом Российской Федерации. А без сильной экономики и сбалансированного пространственного развития этого достичь невозможно», – рассказал эксперт.
В Стратегии-2030 все есть, говорит Маир Пашаев. В ней прописано пять туристических кластеров, развитие АПК, модернизация промышленности и так далее.
«Есть отдельный инвестиционный план Республики Дагестан. Он будет сформулирован позже, где-то к сентябрю-октябрю. Пока мы выполняем первую часть Стратегии. В конце июля мы ее отправляем в минэкономразвития России. Этот документ в течение трех месяцев должен пройти через все федеральные органы исполнительной власти, пройти экспертизу, получить заключение и вернуться к нам обратно.
Проект Стратегии скоро будет опубликован на сайте министерства экономики и территориального развития Дагестана на 15–20 дней для всеобщего обсуждения», – рассказал разработчик. При этом он отметил, что это совершенно новая стратегия, а не корректировка прежних.