25 вопросов веб-дизайнеру
Ума Камалова заинтересовалась веб-дизайном в 15. Ну, то есть первоначально ее заинтересовала сумма с пятью нулями. «Именно столько вы заработаете в первый месяц, если купите наш курс по веб-дизайну», – обещал рекламный пост в интернете. Пятнадцатилетняя школьница клюнула. И не зря. Вот уже два года Ума зарабатывает веб-дизайном и частенько слышит от мамы шутливое: «Это уже тебе пора содержать нашу семью». Получилось ли заработать ту самую сумму с пятью нулями, как часто меняются тренды в веб-дизайне и с кем предпочитают работать дагестанские заказчики, Ума рассказала в интервью «Молодежке».
– Насколько сложно освоить веб-дизайн и найти первых клиентов?
– Если уж я начала в 15, любой справится. Лучше всего приобрести большой курс по веб-дизайну. Если нет такой возможности или уверенности, что вы дойдете до конца, – начните с бесплатной информации в интернете и посмотрите, насколько вас хватит. Найти первых клиентов тоже несложно. Просто первое время придется работать с дешевым чеком.
– Правда или миф: самые сложные клиенты — это те, кто платит небольшую сумму?
– К сожалению, это так. Такие клиенты хотят получить идеальный сайт, а еще максимально поучаствовать в работе. И вдобавок считают, что лучше всех во всем разбираются. Как результат – правки, правки, правки. Те, кто платит больше, и доверяют больше. Они считают: мы наняли хорошего специалиста, он лучше разбирается, что к чему, не стоит его лишний раз донимать.
– Самая маленькая сумма, которую вы получали за работу?
– Если бесплатно считается, то — бесплатно (улыбается). Это был мой первый проект. Что-то супер-простое: нужно было внести правки в уже существующий сайт.
– Самая большая сумма?
– Так с ходу и не скажу. Но обещанную сумму с пятью нулями я зарабатывала. Не за один сайт. За один месяц.
– Как выработать эту способность – требовать высокий гонорар за свою работу?
– Это очень важный момент, многим мешает синдром самозванца. Надо это побороть. Я это делала через мастер-классы, ходила к людям, которые прошли через это. А еще помогает общение с коллегами. Ты видишь людей, которые зарабатывают больше, при этом знаний и опыта у них столько же, и в какой-то момент понимаешь: стоит брать не пять тысяч за сайт.
– За какие сайты вы бы не стали браться?
– За сайты с политической тематикой.
– Вдохновение – где его раздобыть веб-дизайнеру?
– В интернете. Есть платформы, на которых дизайнеры свои работы размещают, – можно вдохновляться ими. Главное — их не воровать. Хотя для обучения можно что-то и украсть (смеется). Поэкспериментировать с чужим материалом. Так многие делают, это нормально.
– Самый сочный сайт в плане дизайна, который вы видели?
– Много красивых сайтов… Из популярных — это, пожалуй, Apple.
– Самые ужасные сайты, которые вы видели?
– Это абсолютно все сайты школ и вузов. Они словно не хотят идти в ногу со временем. Отстают от жизни на много-много лет.
– Если у сайта часто меняется дизайн – это хорошо или показатель какой-то проблемы?
– Смотря насколько часто, потому что периодически нужно менять любой дизайн. То, что было в тренде несколько лет назад, сейчас может смотреться просто ужасно. Я скажу так: каждые пять лет дизайн должен обновляться.
– На какой платформе лучше всего раскручиваться?
– Личный бренд – это сейчас важно, но я этим все никак не займусь. Так что конкретно в моем случае лучше работает сарафанное радио, чем моя пустая страничка в соцсетях.
– Как определить: вы попали на удачный мастер-класс по веб-дизайну или вас разводят?
– Еще в момент, когда его презентуют. Если проводит популярный веб-дизайнер, то смело идите на этот мастер-класс. Веб-дизайн – такая штука, тут вряд ли кто-то станет популярным, не имея заслуг.
– Нужно ли тестировать сайт на знакомых или коллегах, прежде чем показывать клиенту?
– Никогда не помешает. Я часто скидываю сайт коллегам, поскольку понимаю, что у меня глаз замылился и нужен взгляд со стороны.
– Такая ситуация: клиент хочет что-то поменять, а вы категорически против, потому что считаете, что это не будет работать. Как быть?
– Я стараюсь максимально доступно объяснить, почему решила, что лучше так и никак иначе. Но если клиент упрется, я уступлю. Подумаю: «Окей, этой работы не будет в моем портфолио, просто деньги заработаю».
– Насколько это конкурентная среда в Дагестане?
– У нас много хороших дизайнеров, но они, как правило, работают в каких-то компаниях. Фрилансеры, как я, есть, но это в основном мужчины, которые что-то делают для мужчин. А моя целевая аудитория – это девушки. Девушке в Дагестане комфортнее работать с девушкой – я это так вижу. И эта ниша пока не особо конкурентная.
– Опишите плохого веб-дизайнера.
– Это человек, который застрял на старом видении и ничему не хочет учиться.
– А теперь — хорошего. Веб-дизайнер-молодец – какой он?
– Который каждый день смотрит, что происходит в мире. Просматривает сайты и чему-то учится на удачных работах.
– Тренды в веб-дизайне меняются часто?
– Каждый год появляется что-то новое. Например, в одежде становится популярным синий цвет, он становится популярным и в веб-дизайне. Какие-то детали в интерьерном дизайне стали модными? Вы увидите их в веб-дизайне. И так далее. Веб-дизайн неразрывно связан с тем, что происходит в мире, особенно в искусстве.
– Пользователь заходит на сайт и интуитивно понимает, где какую кнопочку нажать: насколько сложно этого добиться?
– Все очень просто. Нужно лишь освоить UX-дизайн. Есть исследования, которые проводились как раз для того, чтобы выяснить, куда человек смотрит в первую очередь, когда заходит на сайт, на какую кнопку хочет нажать, чтобы получить такой-то результат. Вот эти исследования и легли в основу UX-дизайна.
– Должен ли веб-дизайнер уметь рисовать?
– Нет, я, например, не умею. Это может быть плюсом – если ты можешь сам нарисовать иллюстрацию, которая дополнит твой дизайн. Но в случае необходимости всегда можно нанять иллюстратора. В общем, лишним такой навык точно не будет. Но его отсутствие не помешает тебе стать хорошим веб-дизайнером.
– Самая интересная тематика, за которую вам приходилось браться?
– Не могу объяснить, почему, но мне нравится работать с сайтами, которые как-то связаны с Дагестаном. К примеру, очень понравилось делать сайт для одного турагентства. Не мое – это сайты про готовку.
– Нужно ли следить за конкурентами?
– Конечно. Важно видеть работы других людей. У меня слежка за конкурентами разделяется на «хорошую» и «плохую». Хорошая – это когда я смотрю и думаю: «Как же классно он сделал, тут есть чему поучиться». Плохая: «Блин, ему в клиенты достался крутой мега-блогер. Почему этот мега-блогер обратился не ко мне?!» (Смеется.)
– Заказы приходят в основном от дагестанцев?
– Да. И я заметила, дагестанские клиенты чаще всего обращаются к дагестанским специалистам. Кажется, это особенность менталитета. Дагестанцы любят, когда делают свои.
– Что интереснее: работать в одиночку или в офисе?
– Мы как раз недавно обсуждали с коллегами этот вопрос. Большинство из них работают в найме, и им это нравится. Потому что не нужно коммуницировать с «этими злыми заказчиками, которым все не нравится». Это делает проджект-менеджер. А мне вот нравится общаться с клиентами. Если речь не о сайте за пять тысяч (смеется).
– Мудрый совет начинающим веб-дизайнерам?
– Мой внутренний самозванец говорит мне, что я не имею права давать советы, но все банально: смотрите сайты, открывайте для себя что-то новое.
Руслан Бакидов
Читайте также Кого сегодня ищет дагестанский работодатель и сколько он готов платить
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».