В Дагестане в очередной раз происходит нечто парадоксальное. На самом высоком уровне принимают решение пожертвовать историческим объектом ради постройки очередного жилого комплекса. И цель вроде замечательная – возвести дома, квартиры в которых будут доступны и малообеспеченным жителям города.
Но объектом для сноса стал Республиканский ипподром, который за последние десятилетия потерял следы былой славы и стал желанным куском земли для больших кошельков. Теперь вот решили, что на его месте будет построен многофункциональный комплекс «Порт- Петровск», рассчитанный на 20 тысяч жителей.
Данный объект – «это воплощение принципа «город в городе», где будут представлены все сегменты деловой, социальной, жилой недвижимости, культурной среды. На этой территории должны соседствовать архитектура, культура, эстетика и этика», — заметил Глава Республики Рамазан Абдулатипов.
Но у меня, как у жителя города, вопрос: о какой культуре идет речь? Разве ипподром не является частью культурного наследия республики? Ведь культурное наследие — это совокупность материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями и выдержавшей испытание временем. Выходит, не выдержал испытания, прервалась историческая связь, память о людях, которые вкладывали в ипподром свои силы и талант. Ипподром — это архитектурный объект, несущий в себе память наших отцов и дедов.
Безусловно, Дагестанский ипподром уже давно не находится на балансе республики, но государственная конюшня содержит порядка 84 лошадей, и это не просто лошади, а ценные породы жеребцов, готовых к участию в скачках.
Самый дорогой питомец, находящийся на территории ипподрома и прилегающей к нему конно-спортивной школы «Джигит», — это высокий белоснежный мускулистый арабский скакун по кличке Power Wind, что в переводе означает Сила ветра.
В сложившейся ситуации возникает не менее важный вопрос: где теперь будут держать лошадей?
Кроме того, из-за сноса ипподрома под угрозой находится существование конно-спортивной школы «Джигит». В этой школе есть манеж для тренировок и конюшня. Здесь проходит обучение ребят езде на лошадях, а также проводится очень важный процесс иппотерапии для детей, больных ДЦП, аутизмом и др.
Конечно, мэрия Махачкалы пообещала выделить земельный участок для строительства нового ипподрома, которое обойдется не в один миллион рублей, но он находится далеко от города и это значительно усложнит работу конного клуба.
Хотелось бы напомнить, что часто такие проекты остаются не реализованными. И на практике оказывается, всегда легче снести, назвать нерентабельным, неэстетичным, чем построить новое. Подтверждает мои слова и данное давно обещание о реконструкции Дагестанской государственной филармонии имени Т. Мурадова.
И следующий вопрос: а будет ли построен новый ипподром?
Напомним, что конный спорт остается популярным во многих городах России и мира, именно он может привлечь в нашу республику туристов и инвесторов, а лечебная верховая езда привлекает людей, для которых иппотерапия остается последним шансом на выздоровление.
Так может быть, руководству республики не сносить ипподром, а, наоборот, возродить его во благо всем нам?
Барият Айтберова