В общем, друзья, скажу сразу: я теперь официально не просто человек с мозгом, а с креативным мозгом. Почти как у супергероев, только без плаща. И без суперспособностей. И без геройства. Но с абонементом в одно весьма любопытное заведение.
Речь пойдет о Центре развития мозга «Территория разума». Название звучит как то место, где тебя либо сделают умнее, либо ты как минимум поймешь, где у тебя в голове тормозит загрузка. Я не пошел туда, боясь выяснить, что все мои глубокие размышления — это просто недосып. «Если гора не идет к Магомеду», посудила Наталья Семёнова, сооснователь центра, и пришла в редакцию сама. А дальше всё как в тумане.
«Это мини-энцефалограф. Он считывает со лба три волны. Никаким образом не облучает, током не бьёт, тараканов не заселяет, – проговорила она, надевая на мою голову модную научную штучку. Я задумался о судьбе Миши, Гоши и Прокрасти-Нади – тараканов, которые уже много лет живут со мной. На это сооснователь центра заверила, что с ними обойдутся «как придётся»: кого-то воспитают, кого-то выгонят.
«Мы видим, как работает ваш мозг», — было сказано на пороге. И нет, это не фигура речи. Через эту нейрогарнитуру можно было увидеть, думаю ли я или красиво прикидываюсь. Никогда ещё я не был так близок к провалу.
Немного о самой «Территории разума»
Место — как если бы школу, технолабораторию и уютную кофейню уронили в Махачкале, и всё это попало в руки людям, которые реально шарят в мозгах. Не в смысле хирургов, а в смысле тренеров для серого вещества.
Тут развивают память, внимание, скорость мышления, а ещё — спасают родителей от СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) их детей и школьных слез. Детям помогают не только не «взрываться» от гиперактивности, но и сдавать ЕГЭ без истерик. Наталья Семёнова даже подчеркивает, что миссией центра в первую очередь является помощь.
Цитирую: «Помогаем детям и взрослым раскрыть интеллектуальный и эмоциональный потенциал, адаптироваться к переменам, обрести уверенность в себе и устойчивость в современном мире через научно обоснованные нейротехнологии и практики развития мозга».
Центр развития мозга «Территория разума» открылся у нас в ноябре прошлого года по франшизе. Таких же центров по стране 37. Методике, по которой они работают, уже 11 лет.
«Я узнала о такой методике случайно, давно искала что-то для людей, у которых нарушено внимание и память, но у которых нет никаких диагнозов и им научным методом никто не помогает. Нашла случайно, разрабатывала программу для обучения взрослых работе с нейросетями, и там мне рассказали об этом методе», — рассказывает Наталья Семёнова.
Речь пойдет о методике нейроБОС. Нет, детям ни с какими боссами сражаться не придется, это такой метод обратной связи с мозгом, только без эзотерики (нейробиологическая обратная связь). Суть простая: вы играете в игру, а мозг — учится себя контролировать. Например, если вы отвлеклись, экран темнеет. Сосредоточились — снова всё видно. Как дрессировка, только в этом случае вы дрессируете свой мозг.
На официальном сайте центра говорится, что методика помогает ребенку максимально развить свои интеллектуальные способности в самое короткое время, справиться со стрессом в школе, улучшить успеваемость и повысить базовую функцию человеческого сознания — внимание, а с ним и сосредоточенность на объекте изучения. С 2013 года методика применяется по всей России. И, судя по фото довольных родителей и детей, это работает лучше, чем кофе и мотивационные цитаты вместе взятые.
Помимо этого, Центр предлагает развивать память, помочь с концентрацией внимания, читать книги и учебники в 2–3 раза быстрее благодаря скорочтению, разобраться с профориентацией, а также разнообразными программами подготовки к ОГЭ/ЕГЭ и корректировать СДВГ.
По поводу последнего Наталья замечает, что СДВГ может быть не только у детей, но и у взрослых:
«Я обнаружила у себя несколько симптомов СДВГ: внутренняя постоянная гиперактивность. Она не внешняя, как у ребенка, а, наоборот, внутренняя, когда внутри эмоции зашкаливают, внимание перескакивает с одного на другое. Стопроцентная невозможность сосредоточиться, когда есть окружающие шумы. Я постоянно что-то начинаю и не доделываю, сложно сосредоточиться на какой-то задаче продолжительное время».
Что по целям?
- Повышать качество жизни через развитие внимания, памяти, мышления, концентрации и стрессоустойчивости.
- Предоставлять доступные и эффективные методы поддержки — без медикаментов и психологического давления, на базе современных технологий.
- Создавать пространство поддержки и роста для семей — особенно для тех, кто оказался в трудных жизненных ситуациях (СВО, кризисные состояния, смена профессии и др.).
- Содействовать переобучению и ментальной адаптации взрослых — в условиях цифровизации, смены карьерных траекторий и новых вызовов.
- Проводить прикладные исследования в области когнитивной науки и нейропсихологии — и внедрять их результаты в образовательную и реабилитационную практику.
- Формировать сообщество осознанных и развивающихся людей — через программы, клубы, марафоны, онлайн-школы и нейрофестивали.
- Участвовать в социально значимых проектах — и делать вклад в восстановление и устойчивость общества.
Но мы отвлеклись
Тем временем мне провели тест с заданиями на память, внимание, концентрацию, креативность и логику. Я, конечно, делал вид, что всё понимаю — кивал, хмыкал, прищуривался, будто анализирую, но внутри сидел мой внутренний двоечник и кричал: «Мозг, брат, не позорь нас!» Но, к моему облегчению, выяснилось, что у меня есть потенциал. И он даже бодрствует время от времени, креативные думы думает.
«Здесь бывает очень по-разному. У меня на тестировании был молодой человек, у которого здесь – два, здесь – десять (указывает на лист с результатами раундов задания на память). То есть он с первого раза может не запомнить вообще. И я ему говорю, что надо дома маме, жене, сестре, всем сказать, что надо повторить три раза. Не потому, что ты там тупой, не потому, что не слушаешь – нет. Потому что мозг не слышит с первого раза.
И он потом сидел с таким одухотворённым лицом после этого. Скорее всего, он всё это время считал, что с ним что-то не так. Дома хотят, чтобы он сразу всё запомнил, а ребенок не может. Ему надо несколько раз акцентировать на этом внимание», — добавила Наталья в конце.
Если вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «А может, я всё-таки гений, просто никто этого не заметил?» — поздравляю, вы на полпути к центрам, подобным «Территории разума». Осталось только сдаться специалистам. Я уже попробовал. И теперь точно знаю: мозг — штука не только коварная, но и тренируемая. Даже если он считает, что в понедельник после обеда лучше спать, а не развиваться.
Умар Даниялов