25 февраля в Республиканском центре усовершенствования учителей прошла расширенная коллегия Министерства образования, науки и молодежной политики РД. Как отметил, открывая мероприятие, министр Шахабас Шахов, в таком составе коллегия не проходила уже много лет.
Перед выступлением руководителя Министерства присутствующим было продемонстрировано два видеоматериала по нарушениям в ходе сдачи ЕГЭ и по состоянию республиканских среднеспециальных учебных заведений. Оба материала самым откровенным образом обнажали неприглядные стороны того, как в республике с этим обстоят дела.
В своем выступлении министр постарался охватить весь спектр актуальных в сфере образования вопросов. Говоря о среднем специальном образовании, Шахабас Шахов отметил, что в 2013 году была проведена оценка соответствия подведомственных учреждений этого профиля: «Анализ состояния учреждений выявил многочисленные нарушения в их деятельности. Проверка показала, что в учреждениях начального и среднего профессионального образования нет элементарных условий для получения знаний и квалификации учащихся. Значительные финансовые средства, направленные на содержание, работают вхолостую. Необходимо создать ресурсные центры, основными задачами которых будут организация практических занятий обучающихся близлежащих профессиональных организаций, не имеющих у себя для этого необходимых условий; повышение квалификации мастеров производственного обучения; профессиональная переподготовка незанятого населения. Фундаментом всей работы по оптимизации системы профессионального образования должен стать регулярный мониторинг рынка труда и учет потребностей республики в кадрах рабочих и специалистов среднего звена. Сегодня такая работа не ведется».
Говоря о воспитании учащихся, Шахабас Шахов отметил: несмотря на то, что перечень проводимых мероприятий воспитательного характера увеличился, жизнь показывает — эффективность их мала, ряды незаконных вооруженных формирований пополняются молодежью, вчерашними учениками. «Следовательно, эту работу необходимо совместными усилиями министерств и ведомств избавить от формализма, активизировать, перейти от массовых мероприятий к индивидуальной работе, внимательному изучению семейных условий, окружения ученика, чтобы вовремя поддержать, указать верный путь, предупредить возможную ошибку. Перед нами стоит задача: превращение школы в духовный центр развития детей, их родителей, всех жителей села; в образовательный центр, готовящий детей к самоопределению в изменяющемся мире; возрождение любви и бережного отношения к родной земле, восстановление культурных традиций.
Поэтому сегодня нужно выработать линию развития школы, стратегии поэтапного перехода к новому типу школы – школы социализации личности, где процесс учебно-воспитательной работы строится на подготовке воспитанников к взрослой жизни, где в соответствии с принципом «ребенок не готовится к жизни – он живет уже сегодня» учителя стремятся так организовать учебно-воспитательный процесс в школе, чтобы дети, еще находясь в стенах учебного заведения, могли получить опыт полноценной жизни – жизни достойного человека».
Также в ходе встречи были озвучены положительные достижения в работе Министерства по претворению в жизнь государственных и федеральных целевых программ, задачи на 2014 год. По итогам коллегии был принят ряд решений по оптимизации работы Министерства и подведомственных учреждений.
Арсен Алиев