Корреспондент «МД» разбиралась в мужчинах
Эпизод 1
— Русские парни испорчены потребительским обществом, — начала свою песню моя кавказская знакомая, когда мы наконец-то выбрались поесть хинкал в Москве. — А еще тем стереотипом, что все теперь равные партнёры. Гедонисты: всё ради кайфа, всё во имя кайфа. Они даже разговаривать с девушками не умеют. Кафе-кофе-постель.
— А сейчас ты скажешь что-то вроде: «Посмотри, какие наши мальчики орлы?!»
— Наши парни сохранили традиционный менталитет. Общаясь с девушкой они, во-первых, умеют дать понять ей, что она — королева. Они щедро одаривают комплиментами. Девушки от этого млеют. Они, хоть на заре отношений, но создают иллюзию, дескать, я такой щедрый, подарки дарят, цацки всякие, главное показать — я согласен делиться. Вот сигнальная кнопочка у женщины и срабатывает: подходит как потенциальный отец детей.
— А ведь нам девушкам даже не это важно. Главное, чтобы слушал.
— Наши парни – при своей «звериности» – исключительно чуткие и хитрые. Они чуют, что девушке нужно выговориться. Однажды наблюдала такую парочку в кафе. Девушка полчаса грузила парня своими проблемами, а он столько поддакивал.
— Наши мужчины тоже будут слушать, если им надо. А надо — всем!
— Да сама атмосфера в обществеделает ваших парней изнеженными. Все настроены на карьеру, на заработок денег. Сидишь в кондиционированном офисе, усаживаешься в мягкое кондиционированное авто…Носишь мягкую дорогую одежду и такую же обувь… Имеешь мягкую, ленивую, расслабленную развинченную походку… А теперь вспомни, как брутальновыступают кавказцы. Это их самобытность, органическая часть их существа.
— Зато наши парни смотрят с нежностью!
— А кавказец и смотрит орлом и чувствует себя орлом! Как гордо водит плечами! Сразу чувствуется — мужчина идёт, самец. Воин, готовый к бою. Резкий контраст с изнеженными вашими парнями.
— Ты уже вроде как год замужем?! Все восхищаешься?
— Да и не перестаю восхищаться своим Магой! Наконец, кавказцы гораздо меньше пьют. Ваш напился — и ему уже ничего не хочется. А девушка-то намеревалась посидеть, поговорить… Наш кавказец же всегда орёл, всегда наготове. Только одну минералку и тянет.
-… А девушке своей алкогольные коктейли заказывает! Сразу вспомнила ситуацию, когда из окон заниженных приор «орлы» орут: «Эйкрасывыйдевущкапаехалы шашлык, вино, кайфаватбудым, э?»
-Зато у кавказцев авторитет «семейных» людей. Для женщин с детьми это очень важно — чтоб ее содержали и с ней не развелись…
— Вот слушаю твои аргументы… По сути то мы все одинаковые, желания и потребности одни и те же. А вот соусы — разные. Как у нас к хинкалу, заметила?
Эпизод 2
А не так давно я пригласила в кафе с кавказской кухней одноклассницу, которая искренне не понимает, как можно работать в кавказском издании и дружить с кавказцами. Она поделилась своими аргументами:
— Понимаешь, Маш, они же подрывают «монолит нации», встречаясь с русскими девушками, а ведь никогда на них не женятся. Их «красивые ухаживания» — не более чем «павлиньи уловки». Чистая зоология. В их менталитете изначально заложено понятие, что русские девушки доступные, легкого поведения, не обременены «семейными традициями».
— Не перегибай! Всё индивидуально, зависит от девушки. Вот мы же с тобой эти семейные традиции не потеряли, правда?
— С ними сложно общаться. В большинстве случаев не желают слышать собеседника. Всеми правдами и неправдами пытаются настоять на своем. Им это важно. Постоянно перебивают, не признают законов, живут «местечковыми» понятиями. Утомляют.
— Ой. Как будто с «нашими» не так…
— Согласись же, мы подсознательно делим всех на «своих» и «чужих». Хотя бы по языку. Когда кавказцы говорят на русском с акцентом, барьер в сознании всё равно возникает. Все они — «чужие».
— А когда ты общаешься с американцами, например, или белорусами, тоже делишь?
— Русские разобщены по своей сути, кавказцы — наоборот, сплочены. Может, в глубине души мы завидуем этому, поэтому недолюбливаем.
Чему учат русского ребёнка? Что он должен быть самостоятельным, уметь давать сдачи, не позволять помыкать собой, думать и действовать самостоятельно.
Они же в ребёнка закладывают идею защиты и помощи родственников. Клан. В него человек попадает с рождения и покинуть не может. Не просто не может. Не хочет, так как в одиночку, своим умом, своими силами, жить не приучен.
— А мне все-таки кажется, что на воспитание накладывают отпечаток и условия существования, и быт. Мы родились и живем в более благополучных районах, а они в тяжелых, горных. А понять друг друга можем, пообщавшись чуть ближе, окунувшись в культуру. Как ты, например, окунулась в культуру гастрономическую, попробовала хинкал с несколькими соусами, и я вижу, тебе понравилось.
Разрушители легенд
Чтобы разобраться, кто из девушек прав и какая модель поведения востребована в современном обществе, я обратилась к экспертам.
Александр Скаков, кандидат исторических наук, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН:
— Мы имеем дело с двумя достаточно условными моделями, основанными, в первую очередь, на стереотипах. Условно «восточная» модель предполагает пониженную ответственность, неполную самостоятельность женщины и повышенную ответственность мужчины. Условно «западная» модель предполагает хотя бы формально равную ответственность мужчины и женщины, их самостоятельность. Очевидно, что полная и успешная реализация той или иной модели часто бывает затруднительна.
В России (и не только в России) распространена переходная и несколько «уродливая» модель. Женщина рассчитывает встретить мужчину, обеспечивающего её и удовлетворяющего все её желания, но при этом не готова поступиться своей самостоятельностью и независимостью. Понятно, что большинство мужчин это не устраивает.
Бытование и сохранение этих моделей во многом опирается на стереотипы и иллюзии. Обе респондентки разными словами говорили об одном: «создают иллюзию», «павлиньи уловки». То есть образ «воина» и «хищника» может оказаться иллюзией. Как и образ лощеного и «цивилизованного» мальчика-менеджера-мажора.
Мы часто живем в мире выдуманных сущностей и кажущейся реальности. Это касается и деления на «свой»/«чужой», и подчеркивания «акцента». Американец или испанец по своему менталитету отличается от среднестатистического русского не менее, а гораздо более, чем северокавказец или грузин. В то же время, очень многие северокавказцы или, к примеру, армяне и азербайджанцы не имеют никакого акцента.
«Кавказцы никогда не женятся на русских» и «у кавказцев семейные ценности в приоритете» — тоже стереотипы.Видимо, многое зависит от партнерши. Смешанные семьи могут быть как устойчивыми, так и недолговечными, как и любые другие семьи. Это же касается и противоречий в словах респонденток: одна подчеркивает, что «кавказцы» терпеливо слушают собеседниц, другая – что они «не желают слышать доводы собеседника». Видимо, многое зависит от самой собеседницы и от уровня её «доводов».
Владимир Бобровников, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:
— Сложно судить о стереотипах поведения кавказских и русских мужчин на основании единичных диалогов, к тому же, записанных не на Кавказе, а в Москве. Речь идет не просто о кавказцах и русских, но о взглядах на них извне.
Не стоит полагать, что модель поведения кавказцев и русских дана раз и навсегда. Более того, сами эти категории очень расплывчаты. Есть очень много разных кавказцев – в зависимости от республики или края, вероисповедания, национальности, языка, равнины или горной зоны. Не меньше различны и русские. Русские из разных регионов и городов очень отличаются.
Какая модель поведения мужчин востребована в современном обществе? В ее создании участвуют как женщины, так и мужчины. В этих интервью мы слышали лишь отдельные голоса женщин.
Ясно, что девушкам хочется, чтобы мужчины о них заботились. Они должны быть мужественными, чадолюбивыми и семейными. Эти требования одинаковы и на Кавказе, и в остальной России. Вместе с тем, в интервью немало клише.
Никакого традиционного менталитета кавказские парни не сохранили, как, кстати, и русские. Начнем с того, что торговать на рынке еще в первой половине ХХ векау многих кавказцев было уделом женщин. Об этом, кстати, очень красочно писал в своих заметках известный ленинградский этнограф Леонид Лавров. Больше правды в интервью про воинственность кавказских мужчин. Служба в армии и полиции действительно имеет намного больше привлекательности на Кавказе, чем в других регионах России. Вместе с тем, посмотрите на отношение к полицейским на Кавказе. Еще недавно в Дагестане на них чуть ли не охотились.
Верно, что мусульмане Северного Кавказа сейчас гораздо меньше пьют, что особенно приятно для женщин. Но еще недавно, в позднее советское время, они чуть ли не перепивали русских. Проблема пьянства до начала исламского подъема конца ХХ века в регионе стояла очень остро. Сейчас это не так.
И еще одно. Не надо думать, что кавказцы женятся только на кавказских девушках, а русские на русских. В советскую эпоху на Кавказе было немало смешанных браков. Эта тенденция продолжается и сегодня.
Думаю, что типы хищника, воина и горца сегодня принадлежат скорее к области воображения, чем реальности на российском Кавказе. Тип мальчика-менеджера получил широкое распространение и в этом регионе. Не стоит, однако, думать, что настоящих мужчин нет ни на Кавказе, ни в России. Они есть, только область их деятельности сильно поменялась за те полтора столетия, которые Северный Кавказ находится в составе России.
Мария МАЛОВА