«Не слушал урок, нарисовал на парте Брюс Ли» — такую запись в дневнике я принес домой в один злополучный день. После уроков я оттирал свое «художество», а дома еще и отхватил от отца. Я любил рисовать, и миссия «холста» в моем увлечении часто доставалась и парте, и учебникам, и стенам в коридоре. Представить себе тогда не мог, что спустя годы настенные рисунки станут отдельной частью так называемой уличной культуры и даже будут возведены в ранг искусства со звучным названием ГРАФФИТИ.
Сегодня, когда замечаю на улице разрисованную со вкусом стену здания или забор, — завидую. Не настолько, чтобы взяться за баллончик с краской, но настолько, чтобы посвятить этому статью.
Граффити не «насценное» искусство, это всегда кулуары. Можно натыкаться в городе на новые и новые рисунки, но застать рисующего в процессе — это как встретить в парке краснокнижный вид. Из Бразилии. Поэтому рассказать в красках о махачкалинском граффити может только «граффитчик» во плоти.
О том, каково сегодня тем, кто с баллончиком в руках, рассказывает один из корифеев граффити-движения в Дагестане Арсен Абдуллаев.
Пятиэтажка под прицелом проекта
«Бывает, что идею для рисунка вынашиваешь неделями, а бывает — встал напротив стены с баллончиком, ба-бах — и поползли мысли краской по бетону. Но надо обладать мастерством, чтобы без заготовленных трафаретов в прямом смысле слова не размазать идею по стене», — делится мой собеседник в телефонном разговоре, который застал его на молодежном форуме «Таврида» на Бакальской косе в Крыму.
Сюда я привез свой проект северокавказского фестиваля граффити «KOLORит». Сегодня утром я первым прошел защиту, вроде нормально. Теперь буду ждать результатов. Основная тема проекта — дружба народов, и в моих планах осенью провести его на площадке в Махачкале. Будет много приезжих, именитых и начинающих графферов. Будут мастер-классы, шоу-показы и прочее. Короче, не тот формат, где можно приехать, покрасить стену, потусить и вразброс. Будем знакомиться, делиться опытом, обучаться. А в конце разрисуем от пола до крыши фасад пятиэтажного дома. В общем, будет круто. Дело за малым — чтобы проект оказался в числе победителей.
Я не Bat и не Dark
Я уже говорил как-то в интервью, что граффити не обязано нести смысл, но если он есть, то почему бы и нет. В этом плане надо немного различать граффити от стрит-арта, это не всегда одно и то же. Например, работы команды Bat and Dark — это стрит-арт. Заметно, что акцент больше на посыл, чем на качество рисунка.
(Bat and Dark — так подписывается уже ставший известным в Махачкале дуэт граффити-художников, чьи личности не установлены. Их работы в стиле стрит-арт на улицах города поднимают самые злободневные темы и признаются протестными. Аборты, геи-активисты, отстрел собак, вырубка деревьев и другие актуальные вопросы легко угадываются в их настенном творчестве).
Раз уж зашла тема, то хочу откровенно признаться, я не имею к ним никакого отношения. Я не Бэт и не Дарк, и мы даже не знакомы. У каждого граффера или, как привычней, «граффитчика» есть свой стиль. И тот, кто знаком с моими работами, легко поймет, что наше с ними творчество совершенно разного плана.
Да, я знаком с их рисунками. Они взяли на свои плечи ту часть нашего общего дела, в которой надо говорить о том плохом, что есть в махачкалинской реальности. Моя же часть — это скорее другая сторона медали, где рисунок несет позитив и визуальную гармонию.
Подписываться однозначно с плюсом под каждой их работой я бы не стал, но некоторые очень впечатлили своей идейной, смысловой составляющей. Читал, где-то их даже называли дагестанскими Бэнкси. Наверное, это преждевременно, но у ребят всё еще впереди.
Art1st на стену
Мне тоже, особенно на первых порах, хотелось «хулиганить», но тогда задачи были совсем другие. К тому времени от тех, кто начинал заниматься этим с конца девяностых, уже никого не осталось. Не осталось в смысле рисующих. А ребят моего поколения, увлекавшихся настенными художествами всерьез, можно было посчитать на пальцах. Тогда и появилась команда «граффитчиков» 49Crew, в которой я под никнеймом Art1st начинал оттачивать художественное мастерство.
Нет, наверное, ничего лучше, чем рисовать в свое удовольствие, но хотелось втянуть больше ребят в наше диковинное увлечение. А для этого нужна была поддержка, в том числе и министерства молодежи. Поэтому я старался участвовать в различных молодежных проектах и конкурсах. Хотелось, чтобы слово «граффити» было на слуху.
Мolotov в помощь
Мне хочется верить, что граффити у нас будет развиваться. Войдет в моду. Да, сейчас в Махачкале это далеко не мейнстрим, но проводя различные мероприятия, конкурсы и просто рисуя, возможно, мы сделаем это изящное направление уличного искусства популярным.
Начинающим «граффитчикам» советую не бояться попробовать себя в этом. Сегодня можно получить необходимую базу, чтобы начать рисовать, в Интернете. Смотреть видео, читать статьи, обсуждения на форумах, и если это вас заинтересует, то вперед. Выбирайте свой стиль. Не старайтесь сразу браться за крутые формы и шрифты, как, например, Wild Style. Начните с чего-нибудь попроще, с того, что вы легко сможете усвоить.
Для того чтобы рисовать, вам, естественно, необходимы краски. К сожалению, найти качественные краски для граффити у нас нелегко. Благо, в эру Интернета заказать порой легче, чем ездить по магазинам в поисках. На один средний по объему рисунок уходит приблизительно 6 — 7 баллончиков краски. Один баллончик в среднем стоит 300 рублей. Среди производителей лучше выбирать Molotov, Montana, MTN, из отечественных Trane. Я пользуюсь MTN 94. Качественная краска, и, помимо прочего, можно регулировать силой нажатия ширину слоя.
Если вы не йог, который может задерживать дыхание на длительное время, то вам обязательно понадобится респиратор. Он стоит 1500 рублей. В зависимости от частоты рисования его хватает от года до двух. Я пользуюсь моделью 3M.
Магомед Маматаколов