Молодой инженер-разработчик об отечественной науке и технологиях
Зохраб Ахундов — молодой инженер-разработчик из Дербента, работает в Москве. Он занимается разработкой метода защиты электроники спутника от радиации, а параллельно создает программы анализа покупательского поведения. Проще говоря, он создает будущее прямо сейчас и твердо верит в свой девиз: «Дорога появляется под шагами идущего».
О вузе и судьбе
— Я очень хорошо успевал в школе по физике и математике и в одиннадцатом классе занял второе место на республиканской олимпиаде по физике. После школы хотел пойти учиться в вуз, связанный с инженерной деятельностью. Выбрал НИЯУ «МИФИ», специальность «Электроника». Хотел стать разработчиком электроники, меня это всегда интересовало, пойти работать в фирму Samsung (смеётся). Когда закончил университет, работал в РАН на разработке российских процессоров для спутников. В России (в устройстве российских спутников) нет компьютеров в нашем привычном понимании, а есть именно встроенные в спутники компьютеры, точнее, процессоры. Такие процессоры создают, чтобы не использовать иностранное оборудование; они довольно примитивные – имеют малое быстродействие, но очень высокую надежность в работе.
Я проработал там полтора года и отчасти разочаровался: российская наука очень сильно отстала от западной, и в ближайшем будущем она будет только деградировать.
В РАН низкие зарплаты и нет никаких перспектив: все сидят на своих должностях десятками лет и никуда не двигаются. Вся моя работа там сводилась к тому, чтобы просто что-то доработать. И зарплата сорок тысяч, а ведь хорошая, конкурентоспособная зарплата разработчика – сто двадцать тысяч рублей. Ни одна госкомпания в России не может предложить такую зарплату. Поэтому молодые ученые не мотивированы. Все, кого я знаю в РАН, женятся лет в тридцать пять в лучшем случае, ходят одинокие, грустные, работают за «спасибо».
О конкурсе и гранте
Я был недоволен своей зарплатой, постоянно ругался из-за этого с начальством, и они посоветовали поучаствовать в конкурсе грантов. Подал заявку, и для всех стало неожиданностью, что я его выиграл. Это был ноябрь 2017 года, всероссийский конкурс «Умник»; он проводится каждый год в разных институтах. Фондом содействия инновациям в этом году конкурс проводился в научно-исследовательском центре «Курчатовский институт». Там были очень сильные ребята-конкуренты со всей России. Было подано около 50 заявок, а выиграло всего шесть.
Главным призом являлся грант на реализацию идеи. Я представил там свою разработку одного из блоков, входящих в электронную аппаратуру спутника (это была моя дипломная работа), и показал, что предложенный мной метод будет работать лучше, чем тот, который есть сейчас, потому что он позволит гораздо дольше эксплуатировать электронную аппаратуру в космосе.
Есть такой блок, синтезатор частоты, он входит абсолютно во все электронные компоненты устройств и наиболее подвержен радиации. Я предложил метод, который может защитить его от радиации. Не полностью защитить, конечно, но улучшить характеристики стойкости к ней. Этот метод был испробован на моделях и специальных американских программах, и результат показал, что так блок выдерживает гораздо большие дозы радиации.
Грант позволяет мне осуществить этот проект на протяжении двух лет. Сейчас я планирую поступить в аспирантуру и опять работать в РАН. Работа в академии наук разделяется на коммерческую и научную. Коммерческая приносит основной доход, научная – только пять тысяч рублей. Раньше работа в академии наук была для меня главной, сейчас основное место моей работы – это IT-компания, но по выходным я бы мог заниматься наукой в РАН. Там есть доступ к оборудованию, которое позволит реализовать и апробировать мой проект. Затем его нужно будет запатентовать, провести испытания. И потом, спустя три-четыре года, моя разработка, может быть, попадет в отрасль.
Тяжело говорить сейчас, выйдет или нет в широкое пользование данная технология. Мы живем в конкурентном мире, и очень много компаний занимается сейчас такими же разработками. Когда РАН начнет шевелиться, американцы уже всё реализуют.
Нейросети и нейропроцессоры
Люди стали изучать свой мозг как физическую величину, у которой есть собственные законы работы. В мозге человека есть нейросети. Нейроны передают импульсы. Их, в принципе, можно перенести на компьютерный процессор. Если получится создать нейросеть и синхронизировать ее с мозгом человека, то человек физически умрет, но будет жить в компьютере – получится создать бессмертную форму жизни. На протяжении трёх последних лет идут разработки в этой области. Фирма IBM (International Business Machines) уже сделала нейропроцессор первого поколения, но он довольно примитивный, так как вычислительные мощности человеческого мозга пока не эмулирует (имитирует. – М. М.). Но в скором времени они создадут нейропроцессор второго поколения. Главное, чтобы эта система была обучаема, ведь нет ничего невозможного. Сто лет назад никто не мог представить, что можно будет общаться по Интернету, а сейчас я постоянно общаюсь со своим другом из Индонезии. Он: «У нас сейчас темно, спим все» — я в ответ: «А у нас дождь» (смеется).
Сейчас шесть-семь компаний в мире борются за разработку данной технологии, в том числе и одна наша. Когда эта технология выйдет в свет, начнётся новая эра электроники. Нейросети пересилят человека, а те, кто будет их контролировать, захватят мир. Например, Apple уже захватили весь мир: у многих есть «Айфоны», поэтому достаточно компании, условно, отдать сто рублей разработчикам Apple за рекламу своего продукта, и они пустят ее в оборот, вот у тебя выросли продажи в сотни тысяч раз.
Чипы и биометрика
Может, это будет на страже медицины. Я, например, знаю, сейчас хотят инсулин измерять в режиме онлайн: под кожу встраивают чип с биоматериалами, и он передает информацию в телефон. Это пока только разработка. Еще хотят сделать бюстгальтер для женщин, который будет сканировать опухолевые процессы в груди.
Зачем нам в кошельке носить десять карточек и паспорт, когда всё можно уместить в одной карточке? Носишь ее с собой или могут по желанию ее вживить куда-то, на большой палец правой руки, например, как в фильмах (смеется). Сейчас уже пользуются биометрикой – на загранпаспорт сканируют сетчатку глаза, чтобы паспорт не подделывали. Это удобно. Как водяная марка, если посмотреть под определенным углом, можно увидеть контур сетчатки. Пока что в людей не встраивают чипы, но это ближайшее будущее. В чип можно записать все свои данные. Вот недавно появился центр госуслуг: вбиваешь данные и можешь сделать ряд манипуляций в единой системе. Механический труд и рынок вымирают, все переходят на Интернет-магазины.
Но тут вопрос безопасности ещё стоит. В России, например, есть такой закон, что нельзя хранить информацию о наших гражданах на зарубежных сервисах.
Ближайшие пять лет появятся чипы, единая система аутентификации пользователей, системы доставки, на основании пользовательского поведения человека будут осуществлять его запросы. Я, например, по понедельникам люблю есть гречку, и мне будет приходить по понедельникам гречка. Лень – двигатель прогресса, так было всегда.
О соцсетях
Наверное, самый тяжелый вопрос сейчас – создание семьи. С появлением соцсетей этот вопрос стал виртуальным. Легко познакомиться, но и легко разойтись. Пообщались, надоело, ушел. И если с этим ничего не сделать, в будущем произойдет депопуляция людей. Я думаю, в соцсетях случится какая-то революция: одна соцсеть заменит всё, и в ней будет возможность найти спутника жизни по характеристикам поведения в сети, она будет анализировать и предлагать. Например, вы оба встаете в восемь, и никто из вас не храпит (смеется). «Широта выбора уничтожает его единственность», – как-то сказал мой друг. Широта выбора – это иллюзия. А так ты можешь за пятнадцать минут узнать о человеке всё.
Биографическая справка
Ахундов Зохраб Сейфуллаевич родился в г. Дербенте. В 2011 году там же окончил СОШ №19. В 2017 – окончил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ»). Работал в НИИ Системных исследований РАН, в настоящее время работает программистом, поступает в аспирантуру и готовится реализовать грант всероссийского конкурса.
Мария МАЛОВА