Кадрия Джумакова — девочка с большими амбициями, хотя старается это не афишировать. Она в семье Джумаковых четвёртый ребёнок. Младший. Любимый.
Любить её есть за что.
Она учится в четвёртом классе в Карагаской школе. Несмотря на свой малый возраст, уже заявила о себе: прекрасно танцует (посещает танцевальный кружок «Карлыгаш» – «Ласточки», что организован при Доме культуры), играет на домбре, занимается в театральной студии.
— Наша учительница по английскому языку Гульфира Ашимовна Кидирниязова поставила с нами спектакль «Золушка», — воодушевлённо делится своими впечатлениями Кадрия, — и я играла мачеху.
О школе и своих одноклассниках Кадрия рассказывает охотно:
— Наша учительница Кундарув Карасаевна Сатырова очень активная и постоянно тормошит не только нас, но и наших родителей. Она им всё время повторяет: развивайте своих детей, не упускайте время! И нас развивают. Я лично стараюсь участвовать во всех олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
И к учёбе Джумакова относится серьёзно.
— Плохо учиться нельзя, — вздыхает она по-взрослому, — брат Шамшид и сестра Фарида были отличниками. Брат собирается работать в Москве, в Останкино, на телевидении, а Фарида, окончившая Астраханский университет, трудится в столице в австрийской фирме.
В семье Джумаковых постоянно вспоминают тех, кого рядом с ними нет. Да, человек жив, пока о нём помнят. Кадрия много знает о своём знаменитом дедушке Шамшиде, который воевал с фашистами во время Великой Отечественной войны. Первую свою награду дедушка получил за пленение немецкого радиста. А дело было так. Советская армия остановилась на привал в одной разрушенной фашистами деревне. Стоило усталым солдатам расположиться на отдых, как тут же появились немецкие самолёты и стали бросать на них бомбы. Будто кто-то подсматривал за ними. И так получилось несколько раз. У Шамшида был абсолютный слух. Он пошёл по деревне и услышал странные звуки: пи-пи-пи. Посередине разрушенной улицы стояла огромная русская печь. Из той печи и шли странные звуки. Шамшид осторожно дополз до неё, убедился, что внутри находится немецкий радист. Вытащил его оттуда и приволок к командиру. За бдительность и смелость его наградили боевой наградой. С войны он вернулся раненый, контуженный, почти слепой, с тремя орденами, не считая медалей.
Даже будучи незрячим, он до последних своих дней (а прожил Шамшид Джумаков ровно восемьдесят лет) трудился, даже косил сено. В его доме всюду были протянуты верёвки, и он по ним ориентировался. В селе о нём отзываютс, как о светлом, щедром и весёлом человеке.
Я покинула дом Джумаковых, убеждённая в том, что дети, которых любят, приучают уважать себя, своих близких, учат улыбаться, ставить перед собой разумные цели, вырастают счастливее своих сверстников.
Вика Иванова