Идеология послушничества тем, кто сильнее и властнее, никогда не была присуща своенравным горцам. Нас на протяжении столетий отличал свободный, непреклонный в следовании своим принципам дух. История помнит имена горцев, вписанных в летопись времен примерами благородства, мужества и отваги. Немало среди них и дагестанцев, которые благодаря своим человеческим качествам снискали почет и уважение даже среди врагов и недоброжелателей. Такими они были, наши предки, и такими они хотели бы видеть нас – своих потомков.
Однако в последние десять лет все больше тех, которые отмеряют свой земной срок, мягко говоря, вопреки доброй памяти. И это, пожалуй, уже принимает масштабы эпидемии. Недалек тот день, когда мы римскими легионами будем шагать через принципы свободолюбия, преклоняясь перед силой. Перед теми, кто, пользуясь властью в корыстных целях, довлеет над нами, «насилуя» все человеческое, что в нас осталось. Сегодня это возымело действие, и мы в большинстве своем готовы раболепствовать ради места у ног, но под солнцем.
Теперь многим не «в падлу» опускаться до лизоблюдства ради благосклонности начальника, заискивать перед богатеями ради крошек с их стола, мириться с несправедливостью и жаловаться на государство и руководителей республики. Это то, что у многих хорошо получается. Они, в принципе, ничего другого и не умеют.
Уже год, как республика поменяла свой курс. Глава не многозначен в определении своих прерогатив. Дагестану нужны идейные, инициативные, готовые «делать дела» люди, чтобы выбраться из кризиса. Но у нас уже не очень получается такими быть. Он показывает нам путь, а мы разучились нормально ходить. На первом собрании Молодежного правительства РД Рамазан Абдулатипов говорит: «Хватит заниматься болтологией, вы делайте дела…» Там же, обращаясь к молодежи, он призывает избавиться от идей иждивенчества и послушничества: «У нас, в отличие от остальной России, не было широкого опыта крепостного права. Откуда взялось это холопство?» Ему, помимо прочего, пришлось столкнуться с тем, что многие разучились свободно мыслить. Быть не «под кем-то» многим в новинку, даже среди «должностных». Потому сначала приходится освобождать умы от холуйской психологии. Но чтобы привести всех в чувство, нужно время, а оно пока работает против нас.
Магомед Маматаколов