Сколько может длиться один сет и что это вообще такое? Есть ли в Дагестане места, где могут реализовать себя любители клубной культуры? И что общего у диджея с пианистом? Об этом и многом другом «Молодежке» рассказал DJ Mud Len (он же Юсуп Газимагомедов).
«Контролировать музыкой настроение людей»
— Диджей — это…
— Музыкант, который должен побудить человека к танцу. Диджей, который с этим не справился, это, как стендап-комик, который не рассмешил аудиторию. Если под твой сет не танцуют, значит, ты делаешь что-то не так. Танец начинается с хорошей музыки. Задача диджея — написать такую музыку.
— Чтобы не возникло путаницы с терминологией, давай сразу разберемся, что такое сет, что такое микс.
— Микс – это то, что диджей записывает у себя дома или в студии, а потом выкладывает в социальных сетях. Можно сказать, это музыкальная композиция. А сет – это то, что ты отыгрываешь в клубе вживую. Это твоя программа выступления. Микс может длиться и шесть минут, и двадцать или даже дольше. Стандартная длина сета – один час. Но я как-то раз выступал шесть часов подряд.
— Сильно устал?
— Может, удивишься, но я не чувствовал никакой усталости, хотя все шесть часов простоял за пультом. Мне было это интересно, я был полностью поглощен выступлением и не заметил, как прошли эти шесть часов. К тому же я видел, что людям, танцующим под мою музыку, тоже классно. Это заряжало меня.
— Со стороны кажется, будто диджей может нажать на пару кнопочек на своем пульте, а потом тусить…
— Конечно, это не так. Диджей работает со своим оборудованием непрерывно во время всего сета. Если пианист перестанет нажимать на клавиши, музыка прекратится. То же самое и у нас, просто инструмент другой.
— Если диджей заметит, что аудитория вяло реагирует на его выступление, он может прямо на месте внести какие-то изменения в сет?
— Думаю, нет. По-крайней мере, я никогда не замечал подобного за другими диджеями и сам никогда не менял программу выступления прямо по ходу дела. Как правило, люди, которые интересуются клубной культурой, знают, в каком клубе какая музыка играет. Кому-то больше нравится техно, кому-то минимал-хаус. Человек идет туда, где играют его любимый жанр. Поэтому диджей обычно не беспокоится за свою аудиторию – он знает, что люди пришли потанцевать именно под тот жанр музыки, который он исполняет. Все остальное зависит только от его мастерства.
— Я правильно понимаю, что диджей далеко не всегда пишет собственную музыку? Довольно часто он использует в миксах чужие треки, редактируя их и объединяя?
— Да, есть и такие музыканты. Но я считаю, что настоящий диджей – это человек, который сочиняет собственную музыку, а не использует чужую. Я поступаю именно так. Использовать чужие треки… для этого тоже нужно мастерство. Но вытащить что-то из себя и превратить это в музыку – это и есть искусство, и неважно, ты там диджей или рок-музыкант. Это другой уровень. Контролировать своей музыкой настроение людей – наверное, к этому и должен стремиться любой диджей. Не могу сказать, что у меня получается высший пилотаж. Хоть и люблю все свои миксы и в основном получаю положительные отзывы, я понимаю, что мне еще расти и расти. В конце концов, я увлекся такой музыкой три года назад и всему научился сам. В ближайшем будущем планирую перебраться в Москву, чтобы отточить свое мастерство под присмотром крутого диджея Тагира. Он выступает в известном клубе «Газгольдер», где отыгрывают свои сеты лучше диджеи со всей России. Он часто принимает участие в заграничных мероприятиях, и перенять его опыт – дорогого стоит.
Высокогорный диджей… почему бы и нет?
— Ты собираешься в Москву с концами?
— Я планирую вернуться, чтобы использовать полученный опыт для развития клубной культуры в Дагестане. Но перед этим я хотел бы побывать и за границей – особенно в Германии и Румынии. Там есть очень крутые диджеи, которые играют ту же музыку, что и я, – минимал-хаус и минимал-техно.
— На каком уровне клубная культура в Дагестане?
— По минимуму.
У нас есть хорошие диджеи со своим пониманием музыки, но их не очень много. При этом я уверен, что в будущем ситуация изменится в лучшую сторону. Потому что есть люди, которым это интересно, я сам знаю человек 60, которые в будущем могут стать классными диджеями. Им просто нужно время. Почти наверняка людей, которые хотели бы заниматься диджеингом, еще больше… Просто они еще не знают, что эта тема актуальна для Дагестана.
— Где сейчас может проявить себя диджей в Дагестане?
— Почти нигде. То, что играют в наших клубах, – это, скорее, попсовая культура.
— А диджеи, которых приглашают на свадьбы?
— Я бы не стал называть их диджеями. Если они сами считают себя диджеями, то пожалуйста. Но, по-моему, их следовало бы называть как-то иначе. Насколько мне известно, они просто ставят клубную музыку и чередуют какие-то треки.
— А где играешь ты?
— У нас была организация «Индиго». В нее, кроме меня, входили еще два диджея – Тагир и Макс Фриз, очень талантливые ребята. Мы брали в аренду помещения и устраивали там мероприятия. Каждый из нас играл свой жанр. Пока таких мероприятий было три, может, в будущем проведем еще. Но сейчас я сосредоточен на создании собственной организации – Basement bar. Хочу поработать сам. Не исключено, что подтяну и других диджеев. Но перед этим я должен буду ознакомиться с их творчеством, понять их видение музыки.
— И что в ближайших планах?
— Если говорить о чем-то, что состоится вот-вот, то это запись музыкального видео, которое мы потом зальем на YouTube. Что касается отдаленных перспектив, то хотелось бы устроить ряд мероприятий на живописных площадках – в горах или у моря.
«Клубная культура очень разнообразна»
— Батлы между диджеями в Дагестане хоть раз проводились?
— Был один, три года назад, я как раз только-только заинтересовался такой музыкой и принял участие в этом батле. И хоть я выбыл после первого же этапа, потому что не смог нормально свести треки и члены жюри сразу смекнули, что я новичок, именно в этот момент я пообещал себе, что займусь диджеингом всерьез.
— Клубная культура часто ассоциируется с какими-то негативными проявлениями. Не сталкивался с агрессией со стороны консервативно настроенных дагестанцев — тех самых, что не хотят видеть в республике музыкантов вроде Егора Крида?
— Ни разу такого не было. Я понимаю, что в некоторых клубах, особенно где играют быструю динамичную музыку, может происходить что-то негативное. Но клубная культура очень разнообразная. К примеру, минимал-хаус и минимал-техно — это довольно спокойная музыка. Под нее и танцуют соответствующим образом. Я называю такие танцы ленивыми. Они медленные, аккуратные, с плавными движениями. Никакого намека на разврат или вульгарное поведение. Это атмосферная музыка, какой там может быть негатив? Консервативно настроенные дагестанцы могут придраться разве что к алкоголю. Но он не является неотъемлемой частью клубной культуры. Если то, чем мы занимаемся, заинтересует большое количество людей, которые не употребляют алкоголь, мы без проблем устроим для них мероприятие без спиртных напитков.
Руслан Бакидов
Читайте также:
«Почти по-Бродскому…»
Алим Азизов: Хочу горланить, пока молодой и не лысый
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta