Философы древности утверждали: если в стране плохие портные, то ее народ не имеет добротной и красивой одежды; если плохие булочники — люди едят не самый вкусный хлеб; но если у государства плохие учителя, то оно нежизнеспособно.
Подошло время отправлять внука в школу, и дочь заявила: «Обязательно в класс к Зумруд Абдулсаламовне, так как она — добрая, хорошая, отзывчивая учительница начальных классов и очень любит детей».
Вот уже четвертый год Руслан учится у нее, и я убедился, что дочка была права: Зумруд Ахмедова — добрая, энергичная, понимающая, обаятельная учительница. Педагог высшей категории Махачкалинской муниципальной бюджетной общеобразовательной организации (средней школы №29). В преддверии Международного женского дня мы с ней и побеседовали.
— Говорят, если кто-то родился в начале ночи, в этот миг на небе загорается звезда. Моя звезда зажглась 3 февраля 1973 года над славной столицей Страны гор, — рассказывает Зумруд Абдулсаламовна. — Детство мое было счастливым и беззаботным, в окружении любимых братьев, сестры и родителей. Я была старшим ребенком в семье, но не могу сказать, что меня меньше любили, чем младших. За что им низкий поклон и безмерная благодарность. В то же время, как старшая я отвечала за младших, постоянно чувствовала ответственность. Помогала им в учебе.
В школу пошла в 1980 году. Начальное образование получила в средней школе №17, завершила учебу в школе №33.
Хочу сказать, я очень любила ходить в школу. Там были мои любимые учителя, лучшие друзья, проводили интересные мероприятия. И, само собой, особенный в моей жизни человек – первый учитель Вера Алексеевна. Она учила нас не только читать и писать, но и дружить, понимать друг друга. Она читала нам сказки, водила на экскурсии, прививая любовь к природе, к родным местам. Для нее мы все были умными и любимыми. В каждом видела только хорошее. И даже, когда мы видели на ее лице усталость, она улыбалась нам. Я и теперь говорю: «Спасибо, Вера Алексеевна, что именно вы открыли нам дорогу в мир знаний. Научили слушать капель весной, трескучий мороз зимой, видеть прекрасное в каждом мгновении». Мне лично Вера Алексеевна открыла путь к моей будущей профессии.
— Вы сначала получили экономическое образование, а потом…
— Да, так вышло — после выпускного бала подала документы на экономический факультет и закончила вуз. Вышла замуж, я — мать троих прекрасных детей. Но душа почувствовала, что это не мое, поступила на факультет педагогики и методики начального образования ДГПУ и закончила в 2000 году. Параллельно тогда преподавала и в начальных классах.
— Зумруд Абдулсаламовна, у вас приличный стаж, хотя выглядите очень молодо.
— Вот уже двадцать пять лет я работаю в школе. Необходимо сказать, что это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем. Основными принципами своей работы считаю: обучать ребенка, воспитывая в нем личность. Уметь вовремя заметить успех, творческие способности ученика, помочь ему раскрыться. Отдавать ученику не только определенную сумму знаний, но и частичку себя, своей души. Стать для каждого ученика таким же дорогим и родным человеком, как мама.
Главное для учителя – научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать всё, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудрости науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить по верному пути.
— Сегодня многие говорят о трудностях в работе, в жизни. У учителей какие проблемы?
— К сожалению, и мы не обходимся без них. Современному учителю жизненно необходимо повышение уровня профессиональной компетентности. Разрабатываются новые учебники, образовательные программы, на другой уровень выходят и потребности педагога. Кроме того, от учителя требуются такие качества, как мобильность, высокий интеллектуальный и нравственный потенциал, творческая самостоятельность. И только испытывая интерес к познанию и стремление к сознательному повышению уровня профессионального мастерства, учитель может реализовать себя.
Не могу сказать, что все новые программы меня устраивают. Но необходимо отметить, что мы, учителя, находимся в непрерывном поиске интересного. Стараемся работать эффективно, на результат. Мы непрерывно учимся вместе с нашими учениками.
В то же время, надо сказать, что для качественной работы чаще всего нам не хватает времени: большой объем бумажной работы, отвлекающей от основной деятельности. Документация и значительно возросшее количество различного рода отчетности. Влияет на работу и низкая зарплата, и слабая материально-техническая база, отношения с родителями.
К слову, работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, при наличии контакта с его семьей. От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании и обучении ребенка зависит очень многое. Но не все идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании собственных чад. Таким необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей.
— Зумруд Абдулсаламовна, с каждым годом в школьные коллективы вливаются молодые кадры, пришедшие сразу по окончании вузов. Что вы пожелаете им?
— Главное в нашей работе — любить свое дело и детей. А также не бояться трудностей, неудач, ошибок и падений, ибо благодаря трудностям, мы становимся сильнее, благодаря ошибкам — можем отыскать истину, а благодаря неудачам и падениям – стать выносливее. Верить в своих учеников, ведь в каждом есть искра таланта. Не разочароваться в выбранном пути. И помнить: дорогу осилит идущий.
Нариман Ибрагимов