Ислам Нургудаев – о буйнакской политике и о своих планах
За два года в Буйнакске сменился третий мэр. Последняя смена руководства произошла в конце июля, когда вместо ушедшего в отставку Закарьи Амирова в качестве исполняющего обязанности пришёл депутат Народного собрания Ислам Нургудаев. В понедельник, 28 августа, состоится сессия городского собрания, где он намерен утвердиться на этой должности. Нургудаев рассказал «МД», кто он такой, почему решил стать мэром и что намерен сделать в этой должности.
– Как думаете, поддержат вас депутаты городского собрания?
– Думаю, что поддержат. Потому что практически все они за меня. Большая часть из них голосовала за меня, когда утверждали в качестве исполняющего обязанности. Сейчас меня поддерживают 17–18 человек из 21 депутата.
– Несколько депутатов ещё в апреле прошлого года сложили свои мандаты. Как они могут сейчас за вас голосовать?
– Они в течение месяца отозвали свои заявления и забрали мандаты обратно. По закону так можно. Так что они по-прежнему депутаты городского собрания и имеют полное право участвовать в избрании мэра города. Мне хватает, чтобы присутствовали на сессии 14 человек. Это для обеспечения кворума. По закону должно быть 2/3 от общего количества.
– Вначале эти депутаты поддерживали экс-главу города Османа Османова, потом какая-то часть откололась и поддержала предыдущего мэра города Закарью Амирова. Теперь вот поддерживают вас. Вы им доверяете?
– Тогда они вместе с Османовым выиграли на выборах в городское собрание и, скорее всего, надеялись вместе с ним сделать что-то полезное для города. Но потом шла борьба с тогдашним мэром Гусейном Гамзатовым. Депутаты не могли выдвинуть Османова. Ну, или же скинуть Гамзатова. Видимо, они тогда поняли бесперспективность всей этой возни, и какая-то часть из них решила поддержать Закарью Амирова, который вскоре стал мэром. Другая часть вообще отошла от Османова и ни к кому не примкнула вообще. Почему они так поступили, это, конечно, у них надо спрашивать.
Но сейчас ситуация совсем другая. Меня поддерживает руководство республики. И вместе со мной у депутатов есть возможность работать на город, показать, на что они способны, и выполнить свои предвыборные обещания. У меня не было планов стать мэром. Но мне предложило руководство республики. Мне сказали, что надо идти, что оказывают доверие. Тогда я согласился. Собрал этих депутатов, объяснил им, что город слишком разобщился, слишком много никому не нужных акций, провокаций. Объяснил, что надо единой командой вместе работать. Думаю, они поняли, что в связке с руководством города и республики у них больше шансов сделать что-то положительное для Буйнакска.
– Почему именно вас поддержало руководство? Вы обладаете какими-то отличными от предыдущих мэров качествами?
– Почему бы меня не поддерживать? Я неплохой человек (смеётся). А если серьёзно, то я думаю, что меня поддержали как действующего депутата Народного собрания от Буйнакска, который знаком с проблемами города. Да и в политическом плане думаю, что правильнее делать ставку на человека, который уже один раз выиграл на выборах. Тем более не от партии власти, на которую теоретически мог работать административный ресурс. Руководство республики увидело, что люди доверяют мне, готовы поддержать. Я тоже это чувствую со стороны людей, потому что постоянно с ними общаюсь, разговариваю. Когда шёл в депутаты, я там с гражданами около пятидесяти встреч провёл и везде находил поддержку и понимание.
– А как же протестные акции, голодовки, которые были в Буйнакске?
– На голодовку выходили примерно 200 человек – работников Агрегатного завода, которые, я считаю, были вынуждены выйти. Сейчас уже люди поняли, что всеми этими акциями, митингами ничего не добиться. Всё организовано лишь для того, чтобы конкретных людей привести к власти. Эти разговоры, интриги и склоки никому не нужны, люди устали от всего этого. Повторяю, я сейчас со многими людьми разговаривал, встречался. Ни от одного человека негатива не почувствовал. У меня со всеми нормальные человеческие отношения. Я ни одному человеку не делал подлостей. Я с любым могу разговаривать.
– Протестующие заявляли о фальсификациях на выборах в Народное собрание. Об этом говорили и представители Центризбиркома.
– Редко какие выборы проходят без нарушений. Думаю, что и на этих выборах они могли быть. Тем не менее, сомневаюсь, что они сильно отразились на итоговом результате. Комиссия из Центризбиркома разобралась в каждом из этих нарушений, и, насколько я знаю, в отношении виновников, членов избирательных комиссий приняты меры. Ну а что голодовки? Там не было никакой необходимости голодать, когда есть другие способы бороться за свои права. Когда нарушается закон, есть куча механизмов, с помощью которых можно добиться справедливости. Голодовка – самая крайняя мера. В случае с Буйнакском расчёт был на информационный шум. Ведь «объявили голодовку» звучит эффективнее, чем «подали в суд».
– Есть мнение, что вас поддержало руководство республики, потому что вы из Тляратинского района.
– Мы все выходцы из какого-либо района или села. Если бы изначально искали тляратинца, думаю, что искать меня в Буйнакске долго не пришлось бы. Я на самом деле родом оттуда. Поддерживаю связь с районом. Мои родители родились в этом районе и потом переехали в Буйнакск. Сам я вырос в Буйнакске. Город маленький, и меня большая часть жителей знает в лицо. Я во всех соревнованиях выступал за Буйнакск. Так что в данном случае откуда вышли я и мои родители – не имеет никакого значения.
– Если депутаты вас утвердят и вы станете мэром, что полезного намерены делать для Буйнакска?
– Одна из главных проблем в городе – необеспеченность питьевой водой. Город лет 20–25 нормально не получает воду. Уже сейчас мы подготовили план по строительству резервуара ёмкостью 37 тысяч кубометров. Проект получил одобрение Министерства природных ресурсов и других компетентных органов. Правительство республики выделяет средства на эти цели. Строить его будем на территории Буйнакского района, рядом с источниками, из которых он будет наполняться. В городе свободных земель для этого нет. Сейчас вода подаётся по расписанию. Но в некоторых районах города вода бывает постоянно. Этой воды не хватает, поэтому приходится покупать воду, которая поступает из Чиркейского водохранилища. Каждый день покупаем 10 тысяч кубометров. Но вода эта слишком дорогая. Поэтому не все люди могут за неё платить. Проблема в том, что до конечного потребителя она поступает через посредников. Поэтому сейчас мы делаем полную ревизию, собираемся убрать этих посредников и напрямую заключать договор с поставщиком воды.
Вторая проблема в городе – отсутствие спортивных сооружений. В городе нет ни одного спорткомплекса, где можно проводить какие-то спортивные мероприятия. Какие-либо крупные турниры приходится делать в Буйнакском районе. В селе Буглен есть хороший спорткомплекс. С 2018 года планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса. Проект есть, место определено. Я намерен добиваться начала финансирования этого проекта.
Третья проблема, которой я намерен заниматься, – канализационные и водные сети. Они все изношены. Вода выходит наружу, поднимает асфальт. А потом и дороги приходится делать. Вообще, в Буйнакске, куда не посмотри, всюду проблемы. Один Аллах знает, что делали там в предыдущие 20–25 лет. Может, и у государства не было возможности помочь.
Чтобы всё это реализовать, в первую очередь нужна финансовая поддержка. Невозможно там что-либо делать, если нет поддержки республиканских властей. Каким бы хорошим ни был мэр, при отсутствии этой поддержки его возможности резко снижаются. Ну и, конечно, надо все что возможно делать, чтобы увеличить собственные доходы. В городе огромная часть бизнеса находится в тени. В соответствии с программой по обелению экономики региона, которую проводится в последние годы в Дагестане, мы будем все возможное делать, чтоб в Буйнакске все работали в рамках закона. Будем делать все возможное, чтобы работать в рамках закона было выгоднее, чем в тени.
Мне также необходимо собрать квалифицированную, работоспособную команду. Вот, к примеру, нужны хорошие специалисты в строительстве водных и канализационных сетей. Многие хорошие специалисты уже не живут в Буйнакске, переехали в разные города. Что им там делать, если ничего не строится? Надеюсь, что всё это будет. По крайней мере, предпосылки для этого есть.
текст: Рамазан Раджабов
фото: Амир Амиров