По обстановке вокруг Центра международной торговли на Краснопресненской невозможно было угадать, что здесь через два часа будет сам Путин. Незаметно сотрудников полиции, мало «движения», которое бывает обычно, когда готовятся к визиту высоких чиновников. В Дагестане подготовка к приезду какого-нибудь министра сопровождается большими мерами безопасности.
У каждого металлоискателя стояли два вежливых охранника, один из которых в белых перчатках «щупал» с ног до головы. Далее следовало взять бейджик. Каждому журналисту, получавшему бейдж, сотрудники департамента аккредитации и брифингов президентской пресс-службы вручали подарки. Не «айфоны». Папка с ручкой, блокнотом, календарь.
На втором этаже – сплошной гул. Огромное количество журналистов (по данным организаторов, зарегистрировано 1640 человек – рекордное число) ждет начала пресс-конференции, выходит в прямой эфир на телевидении и радио. Кто-то просто делает селфи и ведет прямые трансляции в социальных сетях. Среди собравшихся были и люди, прибывшие на пресс-конференцию со своими проблемами. То есть не журналисты. Например, директор фермерского хозяйства из Ярославской области пришел жаловаться на губернатора, который якобы забирает у него землю под строительство дачи. Он считает, что это единственная возможность повлиять на губернатора.
Ведущая НТВ Ирада Зейналова ведет прямой эфир с места. В зал заходит генеральный директор Первого канала Константин Эрнст в длинном черном плаще. Журналисты расходятся и создают коридор начальнику главного канала. После него появилась Ксения Собчак в красном платье. Представители СМИ моментально ее окружают и начинают фотографировать. Собчак старалась не обращать на это внимание. Три молодых человека пытаются защитить ее от назойливого внимания, закрыв обзор камерам. Но это не спасает. Журналисты держат телефоны и аппараты прямо перед ее носом и продолжают фотографировать, снимать видео. В итоге Ксения вынуждена дать маленькое интервью о планах стать кандидатом в президенты России. Собчак ответила кратко, что в каждом регионе будет создан ее предвыборный штаб, куда можно обращаться со всеми вопросами. А сейчас пресс-конференцию дает Путин, и она пришла сюда как журналист.
11:00. Представителей СМИ приглашают в основной зал. У входа охрана отбирает большие плакаты (больше формата А3 нельзя) и вещи, приготовленные журналистами для того, чтобы их заметили в зале и дали слово. Видел бананы, палки, папаху, свистки и даже шубу Деда Мороза. В 11:30 в основном зале уже очень тесно. Журналисты толпятся у проходов и не могут найти место. А кто-то места себе не находит от восторга. Девушка из Коми по видеосвязи радостно сообщала кому-то, что через пять минут здесь будет Путин.
Я в итоге сел у камеры. Операторской. В самом конце зала. Кресло Путина оказалось так далеко, что с трудом можно было различить на телефоне при десятикратном увеличении экрана. Спасал большой экран.
11:55. За пять минут до начала пресс-конференции в зале установилась тишина. Журналисты ждут появления главы государства с минуты на минуту. Операторы в напряжении направляются то к одному входу, то к другому.
11:59. Напряжение растет.
12:00 – нет Путина.
12:05 – появляется Песков. Аплодисменты. Половина зала встает. Все оживились. Особенно операторы. Песков предупреждает всех, что надо быть лаконичными и не задавать по два вопроса. Прошло еще несколько минут напряженного ожидания.
12:09. Появляется Путин. В этот раз уже встает весь зал. Фотоаппараты теперь «стреляют очередями». Зал заполнил шум затворов. И президент начинает пресс-конференцию.
Каждый раз, когда Путин заканчивал отвечать на вопрос и обращался в зал, журналисты начинали кричать и предлагать свою тему. Несколько раз президент купился на это и дал слово тем, кто громче всех кричал. К концу пресс-конференции шум весьма усилился и уже невозможно было понять, кто что говорит.
Почти через четыре часа Путин решил завершить пресс-конференцию. Он попросил прощения за то, что не может на все вопросы отвечать, поздравил всех с Новым годом. Путин помахал рукой всем и вышел. Часть зала начала скандировать «Россия! Россия!».
На выходе журналисты спрашивали о впечатлениях тех, кто сидел в зале. Перед камерами вещали Антон Верницкий с Первого канала, Андрей Колесников из «Коммерсанта» и другие. Но главной звездой на выходе, как и на входе, стала Ксения Собчак. Журналисты вновь спрашивали о ее предвыборной программе, впечатлениях от пресс-конференции. Кто-то спросил: как вы думаете, почему Путин дал вам слово? Собчак ответила, что, наверное, потому, что она в красном платье, или потому, что Путин увидел знакомое лицо. В конце ей с трудом удалось вырваться от коллег, и до самого выхода ее сопровождали камеры и смартфоны.
Заметил парня с плакатом «Народный фильм о Магомеде Нурбагандове». Поговорить с ним не удалось, парень заявил, что он спешит, и вышел.
Из Дагестана на пресс-конференции присутствовали журналисты изданий «Молодежь Дагестана», РИА «Дагестан», АИФ «Дагестан», «Махачкалинские известия», «Зори Табасарана», РГВК «Дагестан» и «Черновик».
Руководителю РИА «Дагестан» Магомеду Магомедову даже удалось задать вопрос.
Д. Песков: Если можно, там показывают сирийский флаг и пишут «Наша победа».
М. Магомедов: Спасибо. Магомед Магомедов, Республиканское информационное агентство «Дагестан».
В 1999 году вы были в Дагестане, где мы победили вторжение международных террористов в республику. Сегодня практически то же самое произошло в Сирии. Но терроризм, думаю, не разгромлен. Сегодня в мире ваша персона выглядит как лидер, руководитель государства, противостоящий терроризму. К сожалению, тот опыт, который демонстрируют американцы, ни к чему не приводит. Какие перспективы найти и уничтожить кукловодов этих террористических компаний? В данном случае это был ИГИЛ, завтра не появится ли новая организация и так далее? Спасибо.
Тут же свой вопрос по Сирии задал и Арслан Хасавов из «Учительской газеты».
Полностью ответ можно прочесть на сайте kremlin.ru. Мы приводим его отрывок, связанный с вопросом Магомедова.
«Но что является главным препятствием для окончательного решения вопроса именно в Сирии и в целом в борьбе с террором? В борьбе с террором в целом – это повышение уровня образования и благосостояния. И устранение исторических несправедливостей в регионе Ближнего Востока и в целом в мире.
А в Сирии, да и в других местах, очень важно, чтобы у всех участников этих процессов, у глобальных игроков не было желания и соблазна использовать различные террористические, квазитеррористические, радикальные группировки для достижения своих сиюминутных политических целей.
Вот создали в своё время «Аль-Каиду» для борьбы с Советским Союзом в Афганистане, она в конечном итоге нанесла удар 11 сентября по Нью-Йорку. Сейчас мы видим это своими глазами, наши лётчики видят, и с беспилотников видно, уходят боевики, скажем, в Ирак, наши говорят американским партнёрам: боевики пошли туда-то и туда-то. Нет никакой реакции, нет, уходят и всё. А почему? Потому что думают, что их можно было бы использовать, наверное, в борьбе с тем же Асадом. Самое простое, это самое простое, но самое опасное, в том числе для тех, кто это делает», – сказал президент России.
Ежегодная пресс-конференция главы государства транслировалась в эфире телеканалов «Россия 1», «Россия 24» и «Первый канал», радиостанций «Маяк», «Вести ФМ» и «Радио России». Она продлилась около четырех часов. Владимир Путин ответил на 75 вопросов.
Рамазан Раджабов