Олимпийский чемпион любит Брюса Ли, Газманова и бешбармак
Студент спортивного факультета Нижневартовского университета Альберт Батыргазиев вошел в историю как спортсмен, сделавший почти невозможное в боксе. За пять лет после перехода из кикбоксинга он стал четырехкратным чемпионом России и, наконец, олимпийским чемпионом. В 23 года. «Молодежка» пообщалась с ним.
– Альберт, кикбоксинг чем не устроил?
– Просто я с детства мечтал о боксе. В пять лет отец подарил мне красные боксерские перчатки и грушу. Иногда тренировал нас в свободное от работы время.
Но секция бокса находилась в другом конце города, пришлось сначала записаться на карате – не понравилось. Через год я перешел в кикбоксинг. Сначала тренер не хотел меня брать, я был слишком мал для него, у него уже были серьезные ребята. Он сказал нам прийти через пару месяцев. И думал, что отвязался, а мы пришли в назначенный срок. В первые годы у меня не было даже постоянного спарринг-партнера, бывало, что тренер давал мне задание и забывал обо мне. Я мог по полчаса одни и те же комбинации отрабатывать, пока он не вспоминал, что я есть, и не давал мне другое задание.
– И не было желания прогулять тренировку или вообще бросить спорт?
– Были такие моменты. Но у отца был номер телефона тренера, и он всегда был в курсе, когда я «опаздывал» на тренировку. На мои уверения, что нет смыла идти на тренировку за полчаса до конца, он говорил «хоть 15 минут, но ты должен посетить тренировку». Я понял, что лучше пойти на тренировку, чем пытаться «опоздать» и прогулять ее.
– Кроме спорта еще какие-нибудь увлечения?
– Я не помню себя вне бокса, но, наверное, стал бы историком. Я не то чтобы постоянно читаю книги, просто мне нравится читать в интернете статьи про разных исторических деятелей, мне нравится читать про историю своего народа, ногайцев.
– И вот как сплелись бокс и история. Самым тяжелым на Олимпиаде, по мнению зрителей, был бой с монголом Эрдэнэбатом Цэндбаатаром. Многие потом шутили, что Альберт отомстил монголам за нашествие Чингисхана на половцев почти 800 лет назад… (половцы, они же кыпчаки, куманы – одни из прямых предков современных ногайцев. Альберт из рода «Казан кулак», входящего в Кыпчакскую группу родов. – «МД»)
– (смеется) Скорее не отомстил, а реваншировал, скажем, по-спортивному. Я знал, что соперник не из легких, я настраивался на бой. И бой действительно был тяжелый. Первый раунд я проспал, второй раунд был хорош, хотя судьи считали по-другому. Мне говорили, что я проигрываю, но я никогда не придавал этому значения: есть тактика, есть план боя, которого я стараюсь придерживаться. В третьем раунде я поймал волну и начал разбивать соперника, и нокдаун решил итог боя.
– Твой родной вес – 60 кг, но ты выступаешь в категории до 57 кг. Как ты скидываешь вес, у тебя определенное меню во время подготовки?
– Моим весом занимается диетолог, я туда не лезу. Они следят за сбалансированностью рациона, моя же работа – тренировки в зале.
– Дагестанские блюда есть в рационе?
– Чаще приходится исключать. А я люблю бешбармак.
– Как тебе ММА. Нет мыслей о переходе?
– Нет, только бокс. Буду развиваться исключительно в этом направлении. Впереди Олимпиада, работы много.
– Тебе нравится, когда тебя называют «ногайским львом»? Каково ощущать себя первым олимпийским чемпионом-ногайцем?
– (улыбается) Все мы разные, как Всевышний говорит: «Я создал вас разными, чтобы вы познавали друг друга». Для меня самое главное – что я пробил «стеклянный» потолок. Я такой же ногаец, как и все остальные, дорога проложена, если у меня получилось, получится и у других.
– В аэропорту «Уйташ» тебя встретили более тысячи болельщиков, что ты чувствовал в этот момент?
– Я не знаю, заметили вы или нет: стоя там, я заплакал. Это были слезы радости. Я был рад, что моя победа объединила в едином порыве так много людей, что много искренних, добрых людей радовались моей победе. Я постараюсь остаться таким же Альбертом, каким был до Олимпиады. И своим родным я сказал: если начну забываться, схватите меня руками за плечи и потрясите, чтобы опомнился.
– На один из боев ты вышел под композицию Арсланбека Султанбекова. А вообще, какую музыку ты предпочитаешь слушать?
– Мне нравятся его композиции. Мне очень нравится игра на домбре. Почему? Потому что игра на домбре очищает сердце. На телефоне, на видео теряется это, но, когда рядом с тобой играют на домбре, сердце наполняется, начинаешь думать только о хорошем. Все плохое забывается, когда слушаешь домбру.
– Кроме этномузыки слушаешь ли ты еще что-нибудь?
– Если только Олега Газманова, например, «Вперед Россия!»
– Как ты расслабляешься во время сборов, может, какие-нибудь фильмы посоветуешь посмотреть?
– Я люблю фильмы с Брюсом Ли. Мне нравится его философия – «Инь» и «Ян». Это гармония и баланс противоположностей: твердое\мягкое, быстрое\пассивное. Он создал новое направление в боевых искусствах.
Если говорить об отдельных фильмах, мне нравятся «Кикбоксер» с Жаном-Клодом Ван Даммом и «Законопослушный гражданин».
– А какая у тебя философия? Есть какое-нибудь кредо в жизни?
– Мое кредо – это хороший нрав. Быть добрым к людям – это не значит быть слабым. И, конечно же, нужно быть еще и скромным, не надо ставить себя выше остальных.
Эмир Отевалиев
Читайте также Сколько получат олимпийцы