Хотя большинство экспертов, опрошенных «Молодежкой», в это не верят
Международный олимпийский комитет (МОК) утвердил 28 видов спорта, которые вошли в первоначальную программу летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. И в ней пока не нашлось места боксу. Олимпийская судьба этого вида спорта будет решена на очередной сессии МОК в 2023 году. К этому времени Международная ассоциация любительского бокса должна решить ряд проблем, касающихся финансовой деятельности организации и судейства на боксерских турнирах. Если этого не произойдет, Олимпиада-2028 может пройти без бокса.
Корреспондент «Молодежки» пообщался с дагестанскими специалистами, чтобы выяснить, какова вероятность, что бокс действительно лишится олимпийского статуса, и на что похоже решение МОК – на предупредительный выстрел в воздух или на «репетицию похорон».
Муслим Гаджимагомедов, серебряный призер Олимпийских игр в Токио — 2020:
– Бокс останется в программе Олимпийских игр. Максимум что произойдет – повторится история с Играми в Токио. Тогда Международную ассоциацию бокса отстранили от подготовки боксерского турнира. Эта обязанность легла на плечи другой федерации.
Олимпиада без бокса – это только пол-Олимпиады, и я думаю, это все понимают. Даже если МОК все-таки решится на подобный шаг – скажем, вычеркнет бокс из программы Игр-2028, в спортивном мире начнется настоящий скандал. И Олимпийский комитет – хочется ему или нет – будет вынужден вернуть бокс на следующих же Играх.
Гайдарбек Гайдарбеков, олимпийский чемпион Афин-2004:
– Мы сколько угодно можем говорить о том, что бокс – это красиво, популярно и что он вообще с Олимпийскими играми с момента их основания. Но это наши суждения – спортсменов, спортивных функционеров и болельщиков. У МОК иной взгляд на вещи. С их колокольни вполне может показаться, что бокс на данный момент не соответствует их принципам. И плясать нужно от этого, а не от наших убеждений.
Одна из претензий МОК – не очень качественное судейство на боксерских турнирах. И я не могу сказать, что эти претензии беспочвенны. Сколько раз я замечал: боец бьет, бьет, попадает… а баллы не идут. И на всякую претензию у судьи есть отмазка: а вот тот удар прошел вскользь, прошел мимо цели, был блокирован… И так далее.
Стоит вопрос и об элементарной компетентности судей. Судьей сейчас может стать человек, который не провел ни дня в спортивном зале, ни разу не бился на ринге. Для этого достаточно сдать определенный тест. А я убежден, что теоретических познаний для качественного судейства недостаточно – нужна практика, какое-то подсознательное понимание бокса, которое просто не может выработаться у человека, если он сам не занимался этим видом спорта.
Нужно исправлять эту ситуацию. Допускать до судейства только бывших спортсменов, прошедших какие-то курсы по основам судейства.
Если бокс все же исключат из программы Олимпийских игр, то на дагестанской молодежи это скажется меньше, чем на ребятах из других регионов России. У нас полно «неолимпийской альтернативы», которая развита на высоком уровне. Хочет человек заниматься единоборствами? Пожалуйста. Чуть ли не в круглосуточном режиме работает множество залов: тайский бокс, MMA, боевое самбо – выбирай не хочу. В других регионах с упомянутой альтернативой посложнее. Поэтому страна может потерять целое поколение молодых людей, которые могли бы стать успешными спортсменами: ведь очевидно же, что залы бокса будут пустеть. И куда отправятся ребята, которые хотели заниматься боевыми искусствами, – большой вопрос.
Так что надеюсь, Международная ассоциация бокса и МОК найдут общий язык.
Султан Ибрагимов, серебряный призер Олимпиады-2000 в Сиднее, чемпион мира по версии WBO (2007–2008):
– Судейство? Ну это ж не повод исключать вид спорта из олимпийской программы. В каких видах спорта судейство безупречно или близко к идеалу? Я ни один не назову. Даже если целый день буду вспоминать. Тем более как раз в этом направлении проделана колоссальная работа. По инициативе Умара Кремлева, который до недавнего времени возглавлял Федерацию бокса России, был создан «Совет чемпионов». В эту организацию входят прославленные боксеры, и их задача – ездить по турнирам и следить за объективностью судейства. Мы ни один более-менее значимый турнир в России не пропускаем. Теперь, когда Кремлев возглавил Международную ассоциацию бокса, он намерен создавать подобные организации по всему миру. Умар Назарович очень инициативный человек. Может, это МОК и не нравится. Может, США или какая-то другая страна, имеющая влияние на МОК, хотели видеть главой ассоциации своего человека, вот и советуют комитету вставлять палки в колеса организации. Иначе я не могу объяснить это решение МОК.
Нурипаша Талибов, заслуженный тренер России, личный тренер чемпионов мира Альберта Селимова и Артура Бетербиева:
– Бокс грозились еще в 90-х исключить. Мол, слишком травмоопасный, жесткий, кровожадный и больше походит на гладиаторские бои, чем на олимпийский спорт. Ассоциация пошла на уступки, изменила какие-то правила. После этого пошли претензии в другую калитку: верните кровь! Незрелищно, неинтересно, скучно. Теперь цепляются к каким-то коррупционным схемам внутри Международной ассоциации бокса и судейству на турнирах. Ассоциация урегулирует эти моменты — МОК на какое-то время отстанет, но потом вернется с новыми претензиями. Ощущение, будто комитет хочет просто подоить Международную ассоциацию бокса. А по поводу их сегодняшних претензий – ну а в каких видах спорта, тем более популярных, нет коррупции? Это что, для кого-то откровение, что деньги решают все? Да и сам МОК может ли похвастаться своей финансовой прозрачностью?
До исключения бокса вряд ли дойдет. МОК пошумит, получит, что хочет, и успокоится.
Саадат Далгатова, семикратная чемпионка России:
– Не следила за новостями, только сейчас узнала об этом. Но не сильно удивлена. Слухи о том, что МОК может наложить какие-то санкции на Международную ассоциацию бокса, ходили давно. Видимо, накопилось много претензий, особенно по части судейства. Но я сильно сомневаюсь, что МОК всерьез нацелен на исключение бокса. Это скорее предупреждение: мол, поскорее поправьте дела. И дела исправляются, насколько я могу судить. На последнем чемпионате России действовала система 3D-камер. И если по ходу поединка у команды одного из боксеров накапливались какие-то вопросы и претензии, они могли подать жалобу. В этом случае собиралась целая группа судей, внимательно изучала запись поединка (а с помощью 3D-камер можно рассмотреть схватку со всех сторон, оценить точность и силу удара), и выносилось окончательное решение. Мы живем в эпоху цифровых технологий, они все глубже проникают в различные виды спорта, и я думаю, это очень хорошо – что и наш вид спорта не отстает от жизни.
Достали Гейбатов, заместитель руководителя Федерации бокса Дагестана:
– Я подозреваю, это решение носит чисто политический характер. Руководителем Международной ассоциации бокса стал Умар Кремлев. И, видимо, МОК не нравится, что россиянин занимает такой важный пост.
У ассоциации действительно были финансовые задолженности перед олимпийским комитетом – за это нужно сказать спасибо предыдущему руководителю. Но Умар Кремлев их все погасил. Так что какие могут быть объективные претензии?
Часто слышу про халтурное судейство. Так спорные моменты во всех единоборствах присутствуют – бывает сложно объективно оценить то или иное техническое действие. У меня есть аналогия с дворовым футболом – когда в воротах функцию штанг выполняют обычные камни. И когда мяч на полной скорости пролетает впритирку со штангой, как понять – гол был или нет? Если наиболее авторитетный пацан скажет: «Мамой клянусь, был гол», – мяч и засчитают. То же самое в судействе на соревнованиях во всех видах единоборств – если наиболее авторитетный специалист заявит, что «этот прием – столько-то баллов», – кто с ним будет спорить?
Теперь, когда Международную ассоциацию бокса возглавил россиянин, очевидно же, что российских спортсменов засудить будет сложнее. Свой авторитет появился у нас. Может, это МОК и не нравится. В любом случае, я уверен, бокс не утратит статус олимпийского вида спорта и мы увидим соревнования по боксу и в 2028-м, и в 2032-м, и так далее.
Руслан Бакидов
Читайте также «Мы ломаемся и потом начинаем играть в баскетбол»