Как развивается женский футбол в Дагестане
Сенсация! «Молодежка» выяснила, что женский футбол появился в Дагестане из-за любви к дьяволу… нет, даже к группе дьяволов! Красных. В бутсах. А теперь отложите вилы и погасите факелы. Речь о «Манчестер Юнайтед». Хотите выяснить, каким боком сэр Алекс Фергюсон причастен к тому, что представительницы сильного и независимого пола гоняют мяч по дагестанским футбольным полям? Или вам интересно посмотреть матч «Брюнетки» против «Блондинок», но вы не знаете, когда он состоится? А может, вы давно хотели выяснить, чем женский футбол круче мужского, но стеснялись спросить? Эльмира Ибрагимова, лицо женского дагестанского футбола, вам все объяснит. А «Молодёжка» лишь изредка будет включать режим «почемучки».
«Нет мужского футбола, будет женский»
– Давайте перенесемся в 2008-й, когда все и началось…
– Я сидела перед телевизором, от скуки переключала каналы и наткнулась на финальный матч Лиги чемпионов между «Манчестер Юнайтед» и «Челси»…и зависла. Я влюбилась и в «Манчестер», и в саму игру… Причем просто смотреть мне было мало, я поняла это в тот же вечер. Мне срочно нужно было на поле.
Но в одиночку в футбол не играют. Нужна команда. В Каспийске, откуда я родом, мне сказали: «Здесь команды не было, нет и, скорее всего, не будет». Не беда – под боком же Махачкала, уж там-то должно быть что-то, решила я. И там что-то было. Раньше. Но уже исчезло. Пришлось убеждать себя, что и это не беда – можно ведь самой собрать команду. Так я и поступила, зазывая на футбольные поля подружек и одноклассниц. Какое-то время у нас даже был тренер – он до этого тренировал мальчишек, решил помочь и нам, видя наше рвение.
Но собрать полноценную команду у нас так и не получилось. Многих девочек попросту не пускали на футбол – ну, знаете, вся эта история про «не женское это дело – мяч гонять». Да и я тогда была всего-то ученицей 11-го класса. Где-то мне не хватало времени, где-то опыта и сил, чтобы довести до ума свою мечту создать полноценную футбольную команду. И между 2008-м и 2016-м случился большой перерыв. То есть я и в это время предпринимала попытки собрать женский коллектив, но все это выливалось в непродолжительные акции, частенько сопровождавшиеся ухмылками или неодобрительными отзывами тех, кто наблюдал со стороны.
А в 2016-м все закрутилось-завертелось. Все началось с сообщения от моей подруги Анжелы Рахимовой, предложившей снова собрать девчонок и провести тренировку на полях «Анжи-Арены». А продолжилось второй тренировкой, третьей, четвертой… И в итоге вылилось в то, что имеем на данный момент.
Да, профессиональным игроком я так и не стала, мечта не сбылась. Но теперь у меня есть группа из 30 девочек в возрасте от 9 до 12 лет, мы занимаемся в Каспийске на базе Училища олимпийского резерва. А в Махачкале старшую группу от 18 и выше тренирует Ламунат Мустафаева.
Я считаю, это большой прорыв. Есть полноценные тренировки, есть поля, есть перспективы, нам помогают Adidas и крупнейшая академия женского футбола в России GirlPower. Нас, наконец, заметили. И это только начало.
– Как вы стали сотрудничать с GirlPower?
– Я давно следила за ними, мне безумно нравилось то, что они делают. Написала им, предложила приехать в гости, поиграть с нами. Их руководитель Владимир Рапопорт чуть позже в одном из интервью рассказал эту историю и признался, что долго смеялся – посчитал, что его разыгрывают: мол, ну откуда в Дагестане женская команда по футболу?! Но потом я до них дозвонилась, убедила их, что никаких шуток, я не фейк, а команда – не вымысел, и они приехали к нам, провели с нами полноценные сборы на «Анжи-Арене», привезли подарки: мячи, форму. С тех пор мы с ними дружим и сотрудничаем.
– Наверняка не только Рапопорт не верил, что в Дагестане может появиться женская команда. Часто слышали высказывания типа «Да у нас мужского-то футбола толком нет, а вы женский хотите развивать!»?
– Постоянно. И реагировала очень спокойно. Иногда отвечала: «Ну, нет мужского футбола, будет женский!»
– Пока он существует только на любительском уровне. Долго ждать появления профессиональной команды?
– Не хочу загадывать по срокам. Когда-то об этом и помыслить было сложно, но времена меняются. Сейчас все профессиональные клубы, представленные в Российской премьер-лиге, должны иметь свои женские команды.
– Значит, нам нужно дождаться, когда один из наших клубов доберется до высшего дивизиона. За кого топите?
– Это все наши команды, все родные, всех любим. Никого не выделяем.
А теперь вы супергерои!
– А своих подопечных вы уже готовите в профессионалы? Требуете от них каких-то результатов?
– Я стараюсь все совместить по мере возможности. Все изначально создавалось как любительская команда. Я формировала ее для себя – просто, чтобы было с кем поиграть. Но со временем к нам стали приходить такие талантливые девушки, что держать их здесь было бы нечестно. Им здесь тесно, им нельзя задерживаться в Дагестане – нужно, чтобы их талант развивался. И мы стали искать профессиональные команды за пределами республики, раз своей у нас пока нет. И две девчонки в ближайшее время могут подписать контракт с ЖФК «Дончаночка».
С младшей группой получается примерно таже история. Я вижу – некоторые приходят просто подурачиться, поиграть, поноситься по полю. А кто-то нацелен на результат – они хотят идти дальше любительского футбола, для них эта игра – больше, чем просто «пришел, побегал». Их я отбираю в отдельную группу, и именно с ними выезжаю на соревнования. Но я одинаково рада и тем, и другим. У нас нет отбора. Только набор.
– Знаю, что часть тренировок вы проводили чуть ли не в сотрудничестве с Disney.
– Действительно, мы проводили тренировки по программе Playmakers – ее разработали УЕФА и РФС совместно с Disney. Тренировки для девочек 5-8 лет, составленные по сценарию мультфильма «Суперсемейка 2» – очень веселые и прикольные. Мы «перевоплощались» в супергероев и делали всякие веселые штуки. Ну, то есть дети думали, что это просто веселые штуки – на самом деле это все те же элементы из футбольных тренировок, просто замаскированные. Например, «становясь» Эластикой (героиня упомянутого мультфильма, основная способность – суперрастяжка. – «МД») – мы выполняли упражнения на гибкость. Превращались в Шастика (сын Эластики, способность – суперскорость. – «МД»): быстро бегали. И так далее. Мы планировали запускаться только в Каспийске, но было так много желающих, что пришлось проводить эти тренировки и в Махачкале. Это был ограниченный блок тренировок из десяти занятий. Весной будет второй блок, на основе другого диснеевского мультфильма – «Холодное сердце 2».
– Эти занятия принесли свои плоды?
– Однозначно. Много девочек заинтересовалось футболом и захотело перейти к стандартным тренировкам. Но мы смогли взять только восьмилетних. Для девочек младше у нас групп пока нет.
– В Шотландии в 18-м веке устраивали матчи между командами «замужних» и «незамужних». Вы подобные игры не проводили? Хотя бы «Блондинки» против «Брюнеток»?
– Еще нет, но идея очень интересная. Особенно «Блондинки» против «Брюнеток». Я ее даже запишу – в будущем постараемся провести.
«Девчонки не симулируют»
– Приходилось уговаривать родителей девушек отпускать их на тренировки?
– Часто об этом просят сами девчонки. Приходится объяснять их родителям, что от занятия футболом девушки не становятся мужеподобными. Достаточно погуглить «футболистка», и вы увидите красивых и стройных девушек. Иногда верят, иногда нет. Но иногда родные девушек сами проявляют инициативу. Как-то раз мы тренировались на «Анжи-Арене», к нам подошел мужчина с ребенком в коляске и спросил, как записать на наши тренировку жену. Мы объяснили. Но жена так и не пришла.
– Ощущение, что он хотел ее «сбагрить».
– Или увлечь чем-то интересным, чтобы было о чем поговорить.
– Когда кто-нибудь из игроков уходит в декрет, провожаете ее каким-то особым способом? Есть традиция?
– Есть у нас одна традиция, когда кто-нибудь из наших замуж выходит. Мы ж понимаем, что, скорее всего, прощаемся с ней надолго, и дарим ей мяч с нашими подписями и пожеланиями на память. Такой мяч есть у каждой нашей замужней футболистки. А на одной из свадеб мы этим мячом еще и «почеканили». Видео попало в Сеть и собрало множество комментариев. В основном негативных.
– То, что негатива было больше, – это особенность нашего региона?
– Я думала, что это особенность нашего региона. Во многих интервью жаловалась: вот такой у нас Дагестан – зажимают, негативно относятся к нашей игре и так далее. А после интервью Forbes со мной мне начали писать девочки из разных уголков России: «Эльмира, вы классная, вы супер, но у нас практически та же история: нам тоже не дают поля, девочек не пускают на тренировки, приходится уламывать родителей». И так далее.
Женский футбол во всем мире с такими проблемами сталкивается. Но эта проблема решаемая. И она уже решается. Достаточно взглянуть на игру женской сборной США – ну, точнее на трибуны. Они бывают забиты до отказа. Женский футбол там любят – его развивали, давали девчонкам расти, и народ полюбил эту игру. И это закономерно. Мы болеем за наших девчонок в легкой атлетике, в фигурном катании, в спортивной гимнастике – дайте женскому футболу такое же развитие, и зрители полюбят этот вид спорта, будут болеть за девчонок на футбольном поле точно так же, как за девчонок на льду или на беговой дорожке.
– Чем женский футбол круче мужского, а в чем ему уступает?
– У девушек болевой порог повыше – она упала, встала, дальше побежала и только потом осознала, что ей больно.
Девчонки не симулируют. Мы играем до конца, от всей души.
Недавно мы тренировались с маленькими девочками. Шел дождь, было холодно, а девочек пришло даже больше обычного. Рядом проходила тренировка среди мальчишек – так там половина не пришла из-за плохой погоды. Просто девочки к любому заданию относятся серьезнее. А уступает женский футбол по каким-то физическим параметрам игроков. Но это уже не девочки виноваты, природа нас такими сделала.
– Есть мнение, что из-за этого самого повышенного болевого порога девушки и к своим соперницам относятся более жестко, чем мужчины к своим. Согласны?
– Пожалуй, соглашусь. Если это игра, азарт, девушки действительно начинают рубиться. Во время игры девушка может и не заметить, что причинила кому-то боль. Но если футболистка поймет, что сделала кому-то больно или, того хуже, нанесла повреждение, – она никогда не останется в стороне. Сколько раз я замечала – если одна футболистка падает и, скажем, держится за ногу и долго не встает, то к ней бегут с другого конца поля. Даже соперницы.
«Возможно вообще все»
– Вы сказали две девушки могут в скором времени уехать в «Дончаночку». А если уехать предложат вам? Потренировать кого-нибудь за пределами Дагестана, предложат хорошие условия, контракт. Согласитесь?
– Я понимаю, что уехать куда-нибудь для получения опыта – это круто. Я бы смогла дать нашим девочкам больше, если бы года два поработала за пределами республики. Мне еще самой нужно многому учиться. Есть одно «но». Я пока не уверена, что, если уеду на пару лет, здесь все не застынет, не перестанет развиваться.
– Но если и согласитесь уехать, то только для того, чтобы впоследствии вернуться?
– Разумеется. Я хотела просто играть. Мечтала однажды стать профессиональной футболисткой. Не вышло. Теперь я хочу, чтобы дагестанки, которые мечтают о том же самом, могли свою мечту реализовать. И с этим я помочь могу. Я не могу охватить весь мир или всю Россию. Я понимаю, что могу охватить Дагестан и дальше развивать здесь женский футбол.
– В одном из интервью вы сказали, что мечтаете, чтобы в каждом дагестанском городе и даже в каждом маленьком ауле у каждой девочки появилась возможность заниматься футболом. Вы действительно верите, что это возможно?
– В период с 2008-го по 2016-й, когда у меня раз за разом ничего не получалось организовать, я на самом деле не очень-то и верила, что у нас однажды получится создать женскую команду, дать какой-то толчок женскому футболу. Признаться, это скорее была фантазия, чем план. Но потом начало получаться. И видя, как из ничего мы смогли сделать то, что есть сейчас, я верю, что возможно вообще все.
Вот сейчас мы проводим серию открытых тренировок вместе с Adidas и GirlPower. Аналогичные тренировки проходят в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Ну круто же – на эти тренировки могут прийти все желающие вне зависимости от возраста и попробовать свои силы в футболе. Еще и Adidas предоставит возможность протестировать новые бутсы.
– Не запланировано самым лучшим подарить эти бутсы?
– Ну, если увидим действительно одаренных, попросим Adidas, вряд ли они откажут.
– На эти тренировки нужна регистрация?
– Да. У меня в профиле в «Инстаграме» есть ссылка, по которой можно пройти и зарегистрироваться.
– А если кто-то придет без регистрации?
– Мы объясним ситуацию, расскажем, как можно зарегистрироваться, и девушка сможет подойти на следующую тренировку. Тренировки пройдут 20 и 23 февраля в Каспийске. И 27-го в Дербенте. Вот тренировку в Дербенте я жду с особым нетерпением. Это будет первый шаг по распространению женского футбола по всему Дагестану.
– Не расстроитесь, если всего три-четыре человека в Дербенте придет?
– А почему я должна расстраиваться? Три-четыре человека – это на самом деле классно. Любой спорт, который только начинает развиваться, начинает с малого. Мы будем рады и одной девчонке и проведем полноценную тренировку ради нее.
Руслан Бакидов
Читайте также «Придумывая новую трассу, чувствуешь себя художником»