Трагедия – это лишь повод стать сильнее
Расул Назиров – дагестанский паралимпиец, чемпион России, победитель Всемирных игр и мастер спорта по настольному теннису. Самый ценный игрок чемпионата страны по регби на колясках в 2012 году. Человек, доказавший, что трагедия – это лишь повод стать сильнее. В интервью «МД» спортсмен рассказал, чем так хорош настольный теннис; объяснил, почему он не имел права проигрывать на последнем чемпионате России и по какой причине был вынужден завязать с регби на колясках.
«Я ни одной секунды не чувствовал себя инвалидом»
Я получил травму спины в 2007 году, сразу после окончания университета. На руках у меня был свеженький диплом, в голове крутились планы на будущее, казалось, мир полон возможностей… но одну трагедию спустя, я уже сидел в инвалидном кресле.
***
До падения с высоты и перелома позвоночника я ни разу не думал о судьбах инвалидов. А их ведь немало вокруг. Просто не замечал их. Признаться, я даже не знал, что травма спины может отнять у меня ноги. Когда пришел в себя после падения, врачи говорили: «Занимайся, не опускай руки и через полгода снова будешь ходить». Для меня это было шоком: полгода казались целой вечностью. Но сейчас я уже десять лет в инвалидном кресле и чувствую себя полноценным человеком. Я ни одной секунды не чувствовал себя инвалидом. Потому что, получив травму, тут же начал думать о том, как побыстрее приступить к реабилитации. Всё, о чем я тогда мечтал: поскорее выбраться из больницы и начать заниматься на специальных тренажёрах.
***
Один тренажер собственными руками построил мой отец. Посмотрел какие-то видео, прочитал пару статей и сам его сконструировал. Если бы не родители, мне бы пришлось гораздо сложнее. Они не растерялись, произошедшая со мной трагедия не выбила из колеи. Всё свое внимание они переключили на меня. Они собрали последние деньги, чтобы отправить меня в реабилитационный центр в Крыму. Имея такую поддержку, я сам чувствовал себя сильнее.
***
Я до сих пор верю, что однажды смогу встать. Перелом позвоночника – непредсказуемая травма. Кто-то поднимается в течение года, кто-то остаётся в инвалидном кресле на всю жизнь. Я никогда не расстанусь с надеждой, что снова буду ходить.
«Я выбрал спорт, где сам был себе хозяином»
Я понимал, что нельзя сидеть сложа руки. Я слышал про инвалидов, которые заперлись дома, отгородились от общества – это не приводило ни к чему хорошему ни для них самих, ни для их родных. Поэтому привыкнув к своему новому состоянию, я занялся бизнесом, а чуть позже переключился на спорт.
***
Я увлекался настольным теннисом еще в школе. На серьезную спортивную карьеру не рассчитывал, но этот вид спорта всегда мне нравился. Поэтому решил узнать, не развивается ли в Дагестане настольный теннис для людей с ограниченными возможностями. В министерстве спорта мне посоветовали обратиться к КамалутдинуДжамалутдинову. У него небольшой зал в Доме быта, в Махачкале. Я приехал, созвонился. Он говорит: «Поднимайся ко мне на четвертый этаж». Я отвечаю: «Я на коляске, как я поднимусь». Мне показалось, он даже слегка растерялся. Оказалось, я первый колясочник, который к нему обратился.
***
В том же 2012-м году я начал заниматься регби на колясках. Получалось неплохо, учитывая, что наша команда с первой попытки победила на чемпионате России, а я был признан самым ценным игроком соревнований. Меня пригласили в сборную России, но когда встал выбор между настольным теннисом и регби, я предпочел теннис.
***
Одновременно заниматься двумя видами спорта, и чтобы всё это происходило на серьезном уровне, практически невозможно. Я отправлялся на соревнования по настольному теннису, мне звонили и говорили: у нас чемпионат по регби, готовься. Я планировал поучаствовать в состязаниях по регби, мне сообщали: скоро турнир по настольному теннису. Так не могло продолжаться долго.
***
Я до сих пор люблю регби. Считаю этот вид спорта очень мужественным, будто специально созданным для дагестанцев. Там идет настоящая борьба: иногда спортсмены буквально вылетают из колясок. Но это командный вид спорта – нет партнеров, и там ловить нечего. Как ни старайся, победы не добыть. Мне хотелось зависеть только от себя. Я выбрал спорт, где сам был себе хозяином.
«Я почувствовал, что выбрал верный путь»
Мне очень повезло, что я узнал про Константина Аванесова, профессионального тренера и президента Федерации настольного тенниса в Дагестане. До этого много про него слышал, но у меня никак не получалось выйти с ним на связь. Оказалось, что и он хотел со мной познакомиться. Когда мы, наконец, встретились, он сказал: «Беру тебя на чемпионат России». Я немного потренировался и выехал на свои первые серьезные соревнования по настольному теннису. И сразу занял второе место. Позже выяснилось, что до этого ни один дагестанец не завоевывал серебро даже на СКФО, не то что на чемпионате страны. Это порадовало меня вдвойне. Я почувствовал, что выбрал верный путь.
***
С тех пор я четырежды становился серебряным призером чемпионата России. В этом году, наконец, завоевал золото. Для меня было очень важно победить на этих соревнованиях – в пятый раз останавливаться в шаге от золотой награды я не хотел. К тому же, незадолго до чемпионата в Дагестане прошел фестиваль настольного тенниса, который длился целых шесть дней. Очень красочное, масштабное мероприятие, которое подогрело интерес людей к нашему виду спорта. Я понимал, что не имею права проиграть.
***
Я был одним из претендентов на участие в Паралимпийских играх в Рио. Однако еще до того, как всю российскую команду дисквалифицировали, стало ясно, что в Бразилию я не поеду. Всё дело в квалификационных турнирах. Для того чтобы завоевать путевку на Паралимпиаду, нужно выполнить ряд условий. Одно из них заключается в том, что четыре раза в году спортсмен должен принимать участие в турнирах за пределами своей страны. Так набираются необходимые для участия в Играх баллы. Одна такая поездка обходится в 80 — 90 тысяч рублей. У меня таких денег не было, и в итоге я не набрал нужное количество очков.
***
Мы с тренером сейчас ищем спонсоров, чтобы хоть в этот раз не пропустить международные турниры. Но есть риск, что сборную России не пустят и на следующие Паралимпийские игры. Получается, мы подпишем людей, они потратят деньги… а мы в итоге их обломаем, потому что нас просто не пустят на Игры. Что нам остается делать? Идти вперед и надеяться на лучшее.
«Травма сделала меня сильнее»
Некоторые говорят, настольный теннис – легкий вид спорта. Это мнение людей, которые ничего не понимают в настольном теннисе. А ведь этот вид спорта, как единоборство. В единоборствах опустишь руку – получишь удар. Здесь то же самое: опустишь ракетку и уступишь очко. К тому же, настольный теннис похож на быстрые шахматы. События за столом развиваются так быстро, что не бывает времени подумать. Не отточил свои навыки до автоматизма – ты в пролете.
***
Прозвучит странно, но травма сделала меня сильнее. Закалила характер. Повредив спину, я стал усерднее заниматься спортом. Я всегда любил физические нагрузки, разные спортивные игры, но не думал, что когда-нибудь начну заниматься этим на профессиональном уровне. Любой спорт, в том числе и настольный теннис – это отличная реабилитация для инвалида. Как в физическом, так и в моральном плане. Людям с ограниченными возможностями спорт дает даже больше, чем здоровым. Ты двигаешься, ты не даешь своим мышцам атрофироваться, гоняешь кровь по телу. Ты начинаешь чувствовать себя увереннее. Некоторое время после травмы я сидел дома, стеснялся показаться на улице. Все здоровые, а я в инвалидной коляске… неудобно было. Но стоило мне заняться настольным теннисом, и стеснительность куда-то пропала.
***
Благодаря спорту, я могу участвовать в различных соревнованиях, ездить по России, посещать зарубежные страны, знакомиться с новыми людьми… поэтому всем людям, оказавшимся в моей ситуации, я рекомендую записаться в какую-нибудь спортивную секцию. Сам тренирую нескольких ребят, которые захотели заняться настольным теннисом. Спорт очень важен для нас. Поэтому если мне кто-то скажет, что хочет научиться настольному теннису, я ему никогда не откажу.
Руслан Бакидов