Мастер спорта Руслан Гусейнов рассказал о настоящем и будущем шахмат в Дагестане
Почему Гарри Каспарова не пускали в махачкалинский Дом шахмат (а он всё равно туда проник), как нужно вдохновлять юных шахматистов, и правда ли, что учителю приятно, когда его превосходит собственный ученик, «МД» рассказал мастер спорта СССР по шахматам Руслан Гусейнов.
— Когда начали играть в шахматы?
— С самого детства. В четыре года я уже мог сказать отцу: «Папа, ты конем неправильно пошел» (смеется). У нас вся семья шахматная: отец и пять братьев. Старший брат был семикратным чемпионом Дагестана. Чуть-чуть не дотянул до мастера спорта, полочка оставалось. Мог бы доплатить, как сейчас многие делают, чтобы получить звание, но не стал. Совесть не позволяла.
— А когда вы стали мастером спорта?
— Скажем так: с запозданием. Я три раза участвовал в Спартакиаде народов России и дважды останавливался в шаге от норматива. Чего-то мне постоянно не хватало. Точнее так: было много того, от чего следовало бы избавиться. Легковесности. Амбиций. Я очень плохо знал теорию шахмат. Думал, мне хватит одного таланта, а в журналах и в книгах пусть кто-нибудь другой копошится. К счастью, потом я понял, что неправ, и, наконец, с третьей попытки, выполнил норматив, поделив первое и третье место с двукратным чемпионом СССР Виталием Цешковским и старшим тренером сборной России Юрием Разуваевым.
— Когда перешли на тренерскую деятельность?
— В 91-м. Но я продолжал выступать. Мы с моим лучшим учеником Джакаем Джакаевым (международный мастер спорта, гроссмейстер. – прим. «МД»), наверное, пол-Европы объехали, участвуя в разных соревнованиях. Он побеждал среди юношей, я — среди ветеранов. А одна из самых ценных для меня побед была добыта в 93-м году. Мои ученики выиграли Юг России в командном зачете и поехали на финал России. К сожалению, я был вынужден остаться дома, у меня серьезно заболела жена, и моим ребятам пришлось играть без меня. Они заняли третье место, обошли команды Москвы и Петербурга. Эх, если бы я с ними поехал, мы бы и первое место заняли. Сколько лет с тех пор прошло, а я до сих пор жалею, что у меня не получилось быть рядом с ними.
— Насколько мне известно, в Махачкалу приезжал Гарри Каспаров…
— Его в нашу школу даже пускать не хотели (смеется). Он пришел, а ему дверь не открывают. Потом «Черновик» писал: «Короля шахмат не пускали в Дом шахмат». Это было в 2006-м, и в те времена он уже был в немилости у властей. Но, в конце концов, его все-таки пустили через черный вход. Он зашел весь такой яркий, встал перед нами и произнес целую речь. Говорил, что человек всего должен добиваться сам, не смотреть ни на какого, идти к своей цели, преодолевая препятствия. Всех моментально в себя влюбил. Энергетика просто бешеная у него. Он – человек планетарного масштаба.
— Вдохновило его выступление?
— Конечно. Все заряженные ходили. Жаль, мастеров спорта у нас от этого больше не стало (улыбается). Шахматы у нас любят, хотят побеждать, но вложить фанатизм у наших не получается.
— Раньше шахматы любили сильнее, чем сейчас?
— В советской семье все умели играть в шахматы. Ну, а советская школа шахмат была самой сильной в мире. Так что, во времена моей молодости эта игра была гораздо популярнее. В последнее время в Дагестане стараются уделять шахматам больше внимания. Вернули всеобуч. 11 шахматных классов только в одной 39-й школе, представляете себе? Однажды мы пришли туда с Джакаем Джакаевым провести семинар. Заходим в один класс, достаём шахматы… а ребята на нас смотрят, думают, чего это мы делаем, что за фигурки у нас в руках. Оказывается, они всё это время шахматы изучали по компьютерной доске, а сами фигурки в руках ни разу не держали.
— А вы с компьютером дружите?
— Я обучаю своих ребят по старинке: по книгам. Компьютеры – это хорошо, не буду брюзжать, мол: раньше без компьютеров справлялись, и сейчас они не нужны. Нужны. Просто мне с книгами удобнее и уютнее.
— С какого возраста можно попасть к вам в ученики?
— Я с начинающими больше не работаю. Лет 5 — 6 возился с маленькими, но что-то у меня не выходило. Я привык работать с лучшими. С Джакаем, с Умой Дибировой, чемпионкой Европы, с Русланом Шавиным, победителем первенства мира по блицу. Так что, обычно ко мне приходят ребята, которые уже показали какие-то результаты.
— Как вдохновляете их перед соревнованиями?
-У меня есть свои фразочки. Например: «Македонцы! Не малодушничать!»
— Это приятное ощущение, когда ученик превосходит учителя?
— В принципе, да. Какое-то время ты им еще сопротивляешься, стараешься что-то доказать самому себе, но потом радуешься, когда они тебе ничью дарят (смеется).
Руслан Бакидов