Какой у нас праздник на носу? 8 марта. Какой у нас самый популярный вид спорта? Борьба. Так что интервью с чемпионкой мира и Европы по женской борьбе Замирой Рахмановой напрашивалось само по себе.
— В 2012-м вы ушли из спорта. Сложно было принять такое решение?
— Конечно. Хоть я каждый год и говорила себе: я остановлюсь, остановлюсь, покину ковер (улыбается). К спорту привыкаешь, сложно бросать это занятие. Но в 2012-м решила завести семью, у меня появился ребенок, и я чисто физически не могла продолжать спортивную карьеру.
— Никто из тренеров не пытался отговорить? Все-таки чемпионку мира теряли…
— Нет, все спокойно приняли мое решение, поддержали.
— Ковер первое время не снился?
— Честно сказать, нет (улыбается). Я была сильно загружена, хотелось отдохнуть от спорта.
— Подумываете о том, чтобы вернуться в спорт? Например, в качестве тренера?
— Не исключен такой вариант. В качестве тренера было бы неплохо, но у нас из девочек мало кто хочет заниматься борьбой. Сами знаете, в семьях как – не разрешают.
— Вспомните главную победу на ковре.
— Наверное, чемпионат мира в Стамбуле. Я долго к этому шла. И конечно, очень обрадовалась, когда завоевала золотую медаль. Жаль, на Олимпиаде этот успех повторить не удалось.
— Наверно, вам часто задавали этот вопрос… чего не хватило на Играх?
— Перед соревнованиями я согнала килограммов восемь. На это ушло много сил, и на саму Олимпиаду меня уже не хватило. А проигрывать обидно, вне зависимости от того, на каком соревновании это происходит.
— Волнение перед схватками не мешало? Не только на Олимпиаде, вообще.
— Нет, наоборот. Когда не волновалась, я часто проигрывала. А вот волнение меня заряжало, и я боролась лучше.
— Родные не были против занятия борьбой?
— Нет, тут никаких проблем не возникало. Меня с детства хотели отдать в спорт. Предложили борьбу, я согласилась. Получаться начало далеко не сразу. Я года два-три много проигрывала – постоянно пятая, пятая, пятая. Хорошо, что я в это время не бросила борьбу.
— А вот представьте себе дагестанский вариант – ваши родные против того, чтобы вы занимались спортом…
— Я бы все равно пошла в спорт. Был такой момент, когда мои родные начали говорить мне: ты взрослая, пора бы остановиться. Но я и не думала завязывать с борьбой. Ну, после того, как женскую борьбу включили в программу олимпийских игр, эти разговоры прекратились (улыбается). Вообще, хочу отметить, что сейчас уже охотнее пускают девочек в спорт. Потому что женский бокс появился, ММА. Смотришь, как там девочки боксируют, пинают друг друга, и после этого борьба вполне женским видом спорта кажется (улыбается).
— Есть мнение, что борьба действительно не очень подходит для девушек. Думаю, вам есть что на это возразить.
— Если серьезно, не бывает мужского или женского вида спорта. Любой вид спорта одинаково хорош и для мужчин, и для женщин. Да и посмотрите, что у нас в Дагестане развито, кроме единоборств? Куда девочку отдавать? В легкую атлетику? А какие там перспективы? Поэтому выбирают, что есть.
— Поскольку приближается 8 марта, такой вопрос: как вы обычно отмечали Всемирный женский день в сборной?
— Мы, как положено, проводили три тренировки, никаких поблажек тренеры нам не делали. Зато вечером нас ждали торты (улыбается).
— Вы чемпионка мира по вольной борьбе, но, наверняка, и у вас есть слабости, присущие всем девушкам… например, любовь к шопингу.
— Угадали (улыбается). Куда бы с командой ни отправлялись на сборы, мы всегда первым делом бежали по магазинам, а потом собирались вместе и хвастались друг перед другом покупками (смеется).
— Вы занимались борьбой, ваш муж занимался борьбой, я так понимаю — судьба ребенка предрешена?
— Нет, он будет решать судьбу сам (улыбается). Что выберет, в том мы ему поможем. Если выберет борьбу, хорошо. Если выберет какую-то другую деятельность — ничуть не хуже. Я советую всем родителям отдавать своих детей в спорт. Спорт способен отгородить ребенка от негативных моментов, которые присутствуют в нашей жизни. Ребенок просто бывает так загружен, что у него не остается времени на то, чтобы совершить что-то плохое. Я думаю, лучше спорта вообще ничего нет.
Руслан Бакидов