В гостях у «МД» побывал чемпион мира по паратхэквандо Зайнудин Атаев.
«Врачам пришлось ампутировать мне кисть правой руки из-за сильных ожогов: в возрасте пяти месяцев я свалился с кровати прямо на электропечь».
«Наверное, мне повезло – один из друзей моих родителей, Тагир Магомедов, оказался тренером по тхэквандо. Он и предложил мне заняться этим видом спорта. Сказал, что не будет брать с меня денег, станет просто тренировать. Благодаря этим тренировкам я до сих пор на плаву».
«Стараюсь не огорчать своего наставника: еще не было такого, чтобы я возвращался с какого-нибудь соревнования без медали».
«Я пришел в дагестанскую сборную по паратхэквандо, когда она только-только начала формироваться. К сожалению, можно на пальцах пересчитать тех, кто остался в команде с того времени. Люди покидают этот спорт не потому, что не хотят им заниматься. А потому, что он у нас совершенно не прибыльный. В других регионах России за победу в крупном чемпионате дают хорошие премиальные… у нас об этом можно только мечтать».
«За все пять лет, которые я занимаюсь паратхэквандо на профессиональном уровне и представляю Дагестан на таких соревнованиях, как чемпионаты России и мира, меня наградили денежной премией… всего один раз. В прошлом году, после того как я вернулся с чемпионата мира в ранге победителя, мне дали 50 тысяч рублей. И то с натяжкой».
«Если бы к нам проявляли хоть какое-то внимание, если бы была какая-то отдача, ребята продолжали бы заниматься. А так, кто-то вовсе уходит из спорта, кто-то переходит в другую команду».
«Обещают, что с 2015-го года нам начнут платить стипендию… но этот вопрос уже года три решается. И лично у меня нет уверенности, что в 2015-м он наконец разрешится».
«Я тренируюсь в школе «Пять сторон света». Можно сказать, там проходит вся моя жизнь. Знаю, что когда завершу карьеру, мне дадут группу и я смогу стать тренером. Так что без средств к существованию не останусь. Я очень благодарен моему тренеру и этой школе за то, что они создали для меня такие условия. Многим им обязан и всегда помню об этом».
«Иногда деньги могут ударить в голову. Расскажу такой случай: на одном чемпионате мира молодой спортсмен из сборной Азербайджана проиграл сопернику, который был старше его чуть ли не в два раза. Кажется, ему было лет сорок пять. Тренер того азербайджанца так разозлился на своего ученика, что избил его у всех на глазах. Видно, большие деньги потерял из-за этого проигрыша».
«У нас, как и в любом другом виде спорта, не обходится без судейской предвзятости. Помню, на одном соревновании, во время поединка, я упал, бой был остановлен. А соперник подошел ко мне и ударил в грудь. За такое вообще могут снять с соревнований. А ему даже замечания не сделали. Я подошел к судье, спросил, почему нет хотя бы замечания, ну или там устного предупреждения, что ли… судья посмотрела на меня и, ничего не сказав, отвернулась. Так тоже бывает. Чуть позже мне объяснили, что на этом соревновании «пропихивали» спортсменов из стран, где паратхэквандо развито слабо. Чтобы стимулировать их».
«Спорт дал мне все в жизни. Мне не на что жаловаться. Единственное, что обидно: государство ведет себя так, будто нас нет. Грубо говоря, большинству наших чиновников плевать на нас. Я не стесняюсь этого сказать: они работают только на камеру. Кто-нибудь победит на крупном соревновании, они придут, пофотографируются с ними, попозируют перед камерами, чтобы у зрителей возникло ощущение, будто они всегда рядом с паралимпийцами и помогают им… а потом исчезнут».
«Недавно прошло собрание, на котором мы подняли эту тему: либо создайте нормальные условия, либо отпустите нас в другую команду. Наши ребята спокойно могли бы выступать за Красноярск, Санкт-Петербург, Москву… им много где будут рады. Но и условий не создают, и не отпускают. И нашим ребятам приходится выбирать: кормить семью или дальше заниматься. Ну, конечно, они выбирают первое».
«Иногда наши парни показывают неважные результаты и их начинают критиковать тренеры: мол, вы плохо готовились, почему нормально не тренировались? А у них нет возможности полноценно тренироваться, им жену и детей кормить нужно».
«Конечно, мы хотим, чтобы наш вид спорта стал паралимпийским. Хотим доказать, что мы существуем на этой планете. Порой люди об этом забывают. Хотим показать, что можем всё то же самое, что и они. Мы тоже можем заниматься спортом и добиваться больших успехов».
«Я начал заниматься паратхэквандо для того, чтобы люди знали: вот такой человек живет на этой земле, и он сумел чего-то достичь».
«Пока дышу, я буду заниматься паратхэквандо. Некоторым моим соперникам по 55 лет. Мне будет стыдно бросать раньше них. В таком возрасте они дают достойный отпор молодым бойцам. В одно время я им даже проигрывал… я живу спортом. Я больше ничего не умею делать. Все, что мне нужно, — это потренироваться, поиграть дома с детьми, поговорить с женой и на следующий день опять пойти на тренировку».
Руслан Бакидов