Дагестанский боец смешанных единоборств Юсуп Саадулаев по прозвищу Маэстро одержал свою семнадцатую победу на профессиональном уровне. 32-летний спортсмен в трехраундовом претендентском поединке азиатского промоушена ONE FC в Джакарте, по единогласному решению судей, победил японца Масаказу Иманари. Теперь ему предстоит чемпионский бой против Бибиану Фернандеса из Бразилии. Но вполне возможно, что этот бой и не состоится. Почему? Об этом он рассказал в беседе с дагестанскими журналистами.
— Поединок с Масаказу Иманари продлился все три раунда, поскольку я не хотел рисковать, — рассказал о подробностях прошедшего боя Юсуп. — Один раз я попытался закончить бой досрочно, но Иманари, боец опытный, не дал мне этого сделать, да и к тому же у меня стали забиваться руки, в итоге я отказался от этой мысли. Было важно просто победить в данном противостоянии — для меня это был первый бой после года и двух месяцев простоя из-за травмы связки. Мне прооперировали колено, после чего была долгая реабилитация. Так что я доволен итогом боя.
— Коронкой Иманари считается проведение болевых приемов на ноги. Учитывали вы это при подготовке к бою с ним?
— Да, конечно, я знал, что надо опасаться проходов в ноги, и на протяжении всего поединка контролировал этот момент. Иманари — очень опытный боец, не зря он был чемпионом в трех весовых категориях. При подготовке к бою с ним я уделил много времени работе в партере. В итоге мне удалось навязать ему свою игру. У него нет нокаутирующего удара, и все, чем он выигрывал предыдущие бои, — это болевые на ноги. Почему-то другие части тела его не интересуют.
— У вас заканчивается контракт с ONE FC. Собираетесь его продлевать?
— Да, вы правы, у меня закончился контракт с ONE FC, и мне нужно либо подписать новый, на более выгодных для меня условиях, либо идти дальше и пробовать себя в UFC. Этот момент сейчас обсуждается с моим менеджером. И если я подпишу новый контракт с азиатским промоушеном, а он рассчитан на два года, то следующий бой у меня будет титульным. Если нам не удастся договориться, то чемпионского боя не будет.
— А вы довольны тем, как поставлена работа в ONE FC, если сравнить ее с российскими промоушенами?
— Я думаю, что и в финансовом плане, и в отношении к бойцам азиатская организация выигрывает. Я очень доволен отношением к себе в ONE FC, очень хорошая организация. Единственный минус — они ориентированы в основном на азиатов, стараются раскручивать местных бойцов. Может быть, поэтому ONE FC не столь популярен в мире, но, как я понял, им этого и не надо. Их рынок — Азия, им этого хватает.
— Может быть, им просто не интересен ММА?
— Не согласен. Вспомните, какая организация первой начала развивать бои без правил? Правильно, японский промоушен PRIDE. В Азии очень много сильных бойцов, но там практически нет тяжеловесов.
— Но ведь азиатских бойцов практически нет в таких популярных организациях, как UFC, Belator…
— Ну и что? Я знаю многих японских бойцов, которые составили бы хорошую конкуренцию лидерам UFC, но они почему-то предпочитают драться только в Азии. Их там все устраивает. И это не только ONE FC, но RIZIN, DREAM. Их немало. Я согласен с вами, что американские промоушены сейчас наиболее популярны в мире, но и у азиатских организаций есть свои зрители.
— А что можете сказать о российских организациях, потянут они с заокеанскими конкурентами?
— Наиболее раскрученными российскими бойцовскими организациями на данный момент я считаю ACB и Fight Nights. У них разный подход к делу. У ACB на первом месте спорт, тогда как Fight Nights старается сочетать как спорт, так и шоу. У последних на турнирах бывает много популярных личностей, музыки, тогда как ACB старается привлечь зрительскую аудиторию только боями. Они пытаются конкурировать с UFC, и что из этого получится, покажет время. Но между ними есть какая-то вражда. М-1? Я думаю, что лучшие времена этой организации позади, очень мало турниров они уже проводят. Те же Fight Nights и ACB запланировали на нынешний год около 30 соревнований.
— Возвращаясь к турниру в Джакарте, вместе с вами выступал еще один дагестанский боец — Марат Гафуров. Неожиданно для многих он уступил Шинье Аоки из Японии. Это уже второе поражение в карьере Марата, чем вы можете объяснить его проигрыш?
— Он был слишком уверен в себе, а Шинья тоже опытный боец с большой историей. Гафуров думал, что загонит соперника, перебоксирует. Но соперник выбрал правильную тактику, встав у сетки, пытался вымотать Марата. Под конец он стал уставать и совершил тактическую ошибку. Несмотря на это поражение, я считаю, что Гафуров более классный боец, чем его соперник.
— Не считаете Гафурова недооцененным бойцом?
— Думаю, что ему по силам быть в топ–5 в своем весе. Он действительно очень хороший боец. У него потрясающая выносливость и хорошая нестандартная борьба, которую его соперники не понимают. Он недавно проиграл пояс, но ему по силам вернуть его.
— Вы совмещаете тренерскую деятельность в клубе Fight Nights с выступлением в октагоне. Одно другому не мешает?
— Нет, как это может мешать? Разбирая ошибки своих учеников, я вместе с этим набираюсь и сам опыта. К тому же тренирую очень давно, с 2009 года, еще в США занимался с детьми. После этого вернулся в Махачкалу, открыл клуб по грэпплингу и джиу-джитсу TOP TEAM, который долгое время был номером один. После этого меня пригласил к себе Камил Гаджиев, предложил тренировать его бойцов. Сейчас этот клуб называется Eagles. Помимо этого работаю еще в клубе «Львиное сердце».
Возвращаясь к вашему вопросу, я вспомнил, как вначале, после открытия TOP TEAM, мне катастрофически не хватало времени на себя, поскольку и грэпплинг, и джиу-джитсу были в новинку для наших ребят, и я все время уделял их тренировкам. В моем рекорде есть несколько поражений, и они у меня появились именно тогда. Сейчас обстановка другая. В Eagles собраны отличные бойцы, которых я тренирую перед их боями, но, когда мне нужна помощь, они все работают как бы на меня. Вот такая взаимовыручка у нас. Так что совмещение тренерской и бойцовской работы тут мне даже помогает.
— Кстати, о Fight Nights. Давно ничего не слышно о Расуле Мирзаеве. Как у него дела, собирается ли он вернуться в спорт?
— Недавно мы с ним были в Таиланде. Сейчас у него все хорошо, но был период в жизни, назовем его черной полосой. После известных негативных событий он попал в аварию, после чего ему сделали три неудачные операции, что, конечно же, сказывается на уровне его подготовки. Были у него ошибки в жизни, но, будем надеяться, что все это уже позади. Мы провели с ним недавно спарринг, и хочу сказать, что он в хорошей форме, думаю, скоро вернется в октагон. Хочет выступить на чемпионате России по самбо, а после подумает над тем, где ему продолжить карьеру. И, кстати, это может быть не только Fight Nights. UFC? Боюсь, что им не нужны бойцы, которые не могут получить американскую визу и приехать на турниры в США, а у Расула есть проблемы с этим.
— Твое отношение к весогонке? Сколько максимально тебе приходилось сбрасывать?
— 16 кг, перед боем с Томашем Деком на Fight Nights Global 44 в 2016 году. Но недавно в ONE FC ввели новые правила по сгонке веса — взвешивание проводится три раза подряд, и вместе с этим берут на пробу мочу, чтобы проверить, есть ли обезвоживание. То есть там нельзя сбрасывать вес через пот, только через правильные диеты. Меня даже подняли на вес выше. Я считаю эту систему самой правильной, но они к ней пришли после того, как один китайский боец умер после весогонки. В новой системе есть плюсы — бойцы чувствуют себя хорошо, у них нет обезвоживания, и поэтому они сильнее. Думаю, рано или поздно все организации должны прийти к этому.
Магомед Омаргаджиев