Вряд ли в Каспийске найдется хоть один мальчуган, не слышавший о Гусейне Абдулаевиче, тренере по вольной борьбе, который всегда придумает, как направить «юношескую дурь» в нужном направлении. В конце августа Гусейн Гасанов вернулся из Сербии с серебряной медалью чемпионата мира среди мастеров-ветеранов. И у корреспондента «МД» тут же появился повод вновь встретиться с человеком, который когда-то гонял его по борцовскому залу.
— География у подобных соревнований широкая?
— Более чем. В этом году на чемпионат мира приехали представители 49 стран. Перечислять их просто устанешь. Всего участников было человек 500, может, даже больше.
— В какой категории вы выступали?
— Возрастная категория B (от 41 до 45 лет) и весовая категория 76 кг. Завоевал серебро, так что думаю, поездка в Сербию удалась (улыбается).
— Сколько раз выходили на ковер?
— Два раза. В четвертьфинале я одолел венгра, схватка прошла «в одну калитку». За выход в финал я боролся с иранцем, попотеть пришлось и ему, и мне. В итоге, я выиграл со счетом 9:6, но в конце схватки получил серьезную травму колена, из-за которой не смог выступить в финале.
— Сколько дагестанцев отправилось на чемпионат мира?
— От Дагестана было человек пятнадцать. Есть и чемпионы, и призеры. Больше всего мне понравилось выступление Магомеда Батрутдинова, ему уже под 70, но он, тем не менее, продемонстрировал очень красивую и качественную борьбу. Он был на голову выше всех соперников в своей возрастной категории и заслуженно завоевал золото.
— Перед чемпионатом мира проходили какие-нибудь отборочные соревнования?
— Да, проводился чемпионат страны, в этом году он в Ижевске проходил, насколько я помню. Я туда не попал, но меня знали, мне доверяли, поэтому в Сербию предложили поехать именно мне. Ездить на чемпионат мира приходится за свой счет, и я благодарен друзьям, тренерскому коллективу и директору нашей школы (Школа борьбы имени Курамагомеда Курамагомедова), которые меня поддержали.
— До этого в чемпионате мира среди ветеранов уже участвовали, или соревнование в Сербии стало дебютом?
— В позапрошлом году я победил на чемпионате страны и отобрался на мировое первенство, но борьба у меня там не заладилась. Я простыл, поэтому чувствовал себя неважно. Первую схватку выиграл, а вот во второй одолеть своего соперника уже не смог. После этого у меня поднялась температура, меня бил озноб, и я был вынужден сняться с соревнований. В этом году надеялся завоевать золотую медаль, но никто из нас не застрахован от травм. На то была воля Всевышнего.
— Если сравнивать ваши прошлые выступления, когда вы были спортсменом, с нынешними… какая разница в психологическом аспекте?
— Разницы практически никакой. И там, и там на тебя давит груз ответственности. Ты ставишь перед собой задачу и стремишься ее выполнить. Как и ты сам, так и твои друзья надеются на победу, и это оказывает определенное психологическое давление. Наверное, сейчас волнения даже больше, чем в молодости. Когда молодой был, соревнования проходили часто, чуть ли не каждый месяц куда-нибудь выезжали. А сейчас я вышел на ковер после длительного перерыва. Тем более, чемпионат мира все-таки, пускай и среди ветеранов. Тем не менее, хорошо размялся, хорошо настроился, и волнение прошло.
— Знали что-нибудь о своих соперниках?
— Они каждый год бывают разные. Кто-то приедет, кто-то не приедет. Вот в прошлом году не получилось у меня. Два года назад я проиграл французу, специально настраивался на него, хотел взять реванш… а он не приехал. Кто-то заболеет, у кого-то просто не получится приехать из-за занятости. Поэтому, когда отправляешься на соревнования среди ветеранов, никогда не знаешь, с кем столкнешься на ковре.
— Как встретил тренерский коллектив? Все-таки серебро чемпионата мира…
— Ну, пока мы это серебро отметили только словесно (улыбается). А мне большего ничего и не надо. Мои друзья, коллеги, директор школы — все они рады за меня, и мне это очень приятно.
— Где самые сильные ветераны нынче?
— Все те же иранцы, россияне, турки… Японцы сильные. На этот чемпионат мира немцы привезли сильную команду. Их было немного, но каждый из них продемонстрировал действительно классную борьбу. Был очень сильный молдаванин. Вообще, на чемпионат мира среди ветеранов обычно едут люди, которые по каким-то причинам не смогли реализовать себя в свое время… но у них остался порох на дне бочки, сохранился запал, и они жаждут побед.
Я, в принципе, из этой же категории. Будучи спортсменом, больших достижений не добился. Входил в состав юношеской сборной страны в свое время, становился призером и победителем всероссийских и международных турниров. Но дальше не пошло. Я скажу так: возможностей не было. Перспективы-то были, но когда нет того, кто тебя ведет, сложно чего-то добиться… у каждого тренера были свои любимчики, а мы с моим братом Гасаном оставались в тени. Ну, видно, судьба такая. Но желание реализовать себя не пропало, и именно это позволило мне удачно выступить на чемпионате мира среди мастеров-ветеранов.
Руслан Бакидов