Брат и сестра Патимат и Абдусалам Арабовы на двоих завоевали в кикбоксинге более двадцати наград. Разве «МД» имела право упускать из виду таких спортсменов? Тем более, в начале марта Патимат завоевала свое первое золото на первенстве России. Ее брат с удовольствием бы к ней присоединился и наверняка тоже поднялся бы на пьедестал, однако сейчас он вынужден залечивать травму ноги.
Мы встретились с боевыми родственниками и их тренером Магомедом Уллаевым в стенах редакции и разузнали, как кикбоксинг влияет на астму, почему мальчиков тренировать сложнее, чем девочек, и что может довести до слез чемпионку России (и кого до слез доводит она).
— Патя, расскажи о первенстве России. Сколько провела боев, какие оказались самыми тяжелыми?
— У меня было две соперницы, и обе из Тывы. А это очень сильная команда. Сборные Тывы и Дагестана – команды, которые друг против друга стоят прямо на смерть. Так что, тяжеловато пришлось и в том, и в другом поединке: девочки попались сильные и выносливые. Ну, не знаю… видимо, я оказалась чуть-чуть сильнее (улыбается).
— Это первенство страны стало для тебя по счету…
— Третьим. До этого я два раза завоевывала бронзу.
— Осознание того, что ты теперь победительница первенства России, пришло сразу?
— Нет, оно до сих пор не приходит (улыбается).
— Кому позвонила сразу после победы?
— Маме. Она за меня очень переживает. Любой синяк у нее панику вызывает (улыбается). Но при этом мама гордится тем, что мы с братом даем результаты.
— В кикбоксинг пошла вслед за братом?
— Да, это он меня в зал привел. Как-то пришел домой и говорит: собирайся, идем на тренировки. Я такая: какие еще тренировки? (Смеется.)
Абдусалам:
— У нас с детства так повелось: куда я – туда и она. Нас в разные секции никогда не отдавали. И после того, как я по рекомендации дяди записался в секцию кикбоксинга, решил и сестру сюда привести.
Патя:
— Сначала возникали всякие трудности, но благодаря тренеру мы их преодолели. И на первом же чемпионате Дагестана дали результат.
— Магомед, быстро разглядели потенциал в Пате и Абдусаламе?
Магомед Уллаев:
— На первых же тренировках я увидел в них жадность к занятиям. Мне не нужна в учениках, которые ко мне приходят, растяжка, выносливость или какой-то особый бойцовский дар – это уже моя задача, как тренера, все в них развить. Но я не смогу этого сделать, если у них нет искры в глазах и жадности к тренировкам. Поэтому считаю, что именно работоспособность, стабильность и жадность к тренировкам – главные качества в спортсменах. Это я разглядел в Пате и Абдусаламе на первой же тренировке. Покажи Пате новую связку — она будет оттачивать ее до совершенства. У нее астма. Ставить функционалку человеку, который болеет астмой, практически невозможно. Но у Пати железный характер! Она техничная и думающая спортсменка, за счет этих качеств побеждает соперниц, которые превосходят ее физически.
— Патя, кикбоксинг здоровью помогает?
— Да, еще как. У меня раньше часто случались приступы астмы. Родители боялись, что кикбоксинг только усугубит дело, но все вышло ровно наоборот: с тех пор, как я хожу в зал, у меня еще не было ни одного приступа.
— Плакала после особенно обидных поражений?
— Бывало и такое, да.
— А соперниц до слез доводила?
— Да. Они вечно обижаются, когда проигрывают мне. Если я проигрываю, на соперниц не обижаюсь. Уважаю их и после поражения. А вот если я выигрываю, соперницы такие разъяренные на меня бывают (улыбается).
— Что вообще испытываешь после поражения?
— Всегда думаю: эх, вот если бы сейчас вышла на ринг, я бы им показала!
— Абдусалам, тебе такой же вопрос.
Абдусалам:
— После поражения бывает злость. Я ухожу с ринга и думаю, что я не так сделал? Анализирую свои ошибки и злюсь еще сильнее (улыбается).
— Магомед, с кем работать легче: с девочками или с мальчиками?
Магомед Уллаев:
— С мальчиками. Однозначно сложнее с мальчиками. Ребята берут сложнее то, что я им даю. Как-то раз мне отец Пати сказал: девочки лучше приспособлены к исполнению работы. Они от природы запрограммированы на это. Ребятам скажешь: надо определенное количество ударов нанести по мешкам за две минуты, — они этого не сделают. Достаточно мне повернуться к ним спиной, и многие остановятся, просто перестанут работать на мешках. А девочка будет работать при любом раскладе.
— Личный наставник нашей чемпионки мира по боксу Земфиры Магомедалиевой привел такой пример: среди 10 мальчиков будет от силы два лидера, а среди 10 девочек лидеров будет 9. Согласны с этим?
Магомед Уллаев:
— Да. Думаю, он прав. Девочки ко всему относятся очень ревниво. Если девочка видит, что кто-то лучше нее, это ее задевает. Возникает конкуренция, которая среди мальчишек весьма слаба.
— Патя, Абдусалам, вопрос вам обоим: не возникало желания в особо сложные дни бросить кикбоксинг?
Абдусалам:
— Нет, никогда. Спорт сделал меня лучше, как я могу это бросить.
Патя:
— Не то, чтобы бросить… просто однажды мне стало так обидно, что на некоторое время пропало желание ходить на тренировки. Я должна была поехать на чемпионат мира, но по семейным обстоятельствам не получилось. И у меня возникла некоторая апатия. Идти на тренировку? Не идти? Но я, конечно, все равно ходила.
— Магомед, Патя и Абдусалам, как и вы, родом из селения Согратль. Приятно, что именно ваши земляки достигают таких результатов?
Магомед Уллаев:
— Это была моя маленькая мечта: воспитать для согратлинцев чемпиона России. Сын у меня показывал очень хорошие результаты, но он не в счет. Сын есть сын. Я хотел воспитать чемпионом кого-нибудь из согратлинцев. И вот моя маленькая мечта сбылась. Кажется, Патя вообще первая согратлинка-девочка, добившаяся такого высокого результата в спорте.
Руслан БАКИДОВ