Автор «Молодежки» попробовала себя в роли мустангера
По горным дорогам тянется вереница автомобилей, скачут на лошадях джигиты, почти скачут ишаки. Все торопятся в Гумбетовский район, на плато Роччоб села Килятль. Республиканский конный фестиваль «Всадники Кавказа», посвященный 76-летию Великой Победы, 100-летию ДАССР и празднику Ураза-байрам, – в самом разгаре. Общий призовой фонд – более двухсот тысяч рублей.
Пыхтят самовары, томится плов, печет солнце, льется пот… все смешалось: люди, кони. И на все это действо сверху вниз смотрит привязанная к одинокому дереву наряженная в веселые розовые бантики ослица. Прям душечка. В восторге нарекаю ее Дуньей.
– Лошади идут на третий круг! Пошел третий круг! Лидирует Собчак – лошадь Шарипова Магомеда! – объявляет комментатор-журналист Нурмагомед Нурмагомедов. Раздаются радостные вопли. Зрители счастливы.На поле пыль от топота копыт, раздуваются ноздри, блестит шкура. Звучит объявление: «Всех, кто находится на верхних этажах роччобского плато, прошу спуститься на наш майдан!»
Кони готовятся к следующему забегу. Жокеи дают им наставления, что-то бубнят себе под нос, подозреваю, что читают молитву. Оставляю их наедине.
На импровизированных трибунах раздаются возгласы. Это встречают килятлинского скакуна. Беркут, Блеск, Аль-Мубарак и другие участники готовятся к седьмому кругу заезда. Семь кругов – значит семь километров.
На последний одиннадцатый круг выходят самые сильные, значит, хорошо подготовленные лошади. Интересуюсь, кто сильнее: кони или лошади. Говорят, что значения не имеет, главное – порода. Сильнее «англичан» никого нет.
Навстречу мне мужчина, конь и между ними печалька. Конь явно недоволен, хозяин тоже не сильно рад. В забеге на три круга Аль-Мубарак занял третье место. Юсуф Расулов рассказывает, что своего англичанина он купил неделю назад в Унцукульском районе.
– Дома еще есть лошади и жеребята. В скачках я с самого детства участвую.
У комментатора двухминутный перерыв. Рассказывает: «Скачки комментирую двадцать лет. С каждым годом участников становится больше. Организаторы фестиваля – администрация района, молодежь Гумбетовского района и молодежь села Килятль, они же спонсоры». Мужчина рядом подсказывает: «Напишите еще, пожалуйста, что дорогу до плато проложили местные жители, мы хотим развивать здесь туризм».
Радостно рассказывают местные жители и о том, что в местной школе по республиканскому проекту «100 школ» заменили крышу. Люди любят делиться с журналистами новостями и переживаниями из сельской жизни.
Итак. В заезде на семь кругов первое место заняла лошадь Абдулы Магомедова из селения Унцукуль Унцукульского района, второе место завоевала лошадь Шамиля Гасанова из села Тасута Ботлихского района. Самыми выносливыми и резвыми в заезде на одиннадцать кругов оказались лошади Муртуза Муртазалиева из села Гагатль Ботлихского района и Ахмеда Магомедова из села Килятль Гумбетовского района.
Ослики
Это все было о конях, лошадях, а теперь о долгожданных героях – ишаках. Их выхода на большую арену ждали все. И как только они появились, по всему плато раздался веселый хохот. Вот она – доблестная тройка: Мустанг, «моя» Дунька и просто Мой Ослик. Уточню. Он не мой, так его назвал хозяин.
Раньше было так, что чем дальше в села, выше в горы, тем больше осликов встречалось на пути. Груженых, отдыхающих, брыкающихся, любопытных. А сейчас их стало меньше. Нужда отпала. Вот и, проезжая по некоторым селам Гумбетовского района, не увидела ни одного. Были мотоциклы с коляской и ни одного осла. И на забег пришли только трое.
Если скачки на лошадях длились часами, ушастые управились за несколько минут. Ишачьи бега – новый вид спорта в районе, подозреваю, что и в республике. Кто знает, может, они станут такими же популярными и любимыми, как конские скачки, и будут специальные ослиные тренеры и породы, и возить своих питомцев на соревнования начнут со всей республики, как, например, в Пакистане, Испании, Белоруссии, Азербайджане и наверняка еще где-то.
– Давай, давай, да, садись! Смотри, какой заряженный осел, как 6.5 AMG.
– Чем заряжен?
– Ну, он мощный, шустрый, резвый.
– Нет, я боюсь! – отнекивалась я, а Мустанг смотрел то на меня, то на толпу мужиков. Все его поздравляли со вторым местом, подальше принимал поздравления победитель Мой Ослик. Ему уже было не до нас, у него брали интервью мои коллеги.
У нас с Мустангом было все как надо: на полном скаку, пыль столбом, ветер в волосах… Ну хорошо, так было в моем воображении. А на самом деле: мою не разгибающуюся как надо ногу с трудом вытянули и перекинули через спину ослика. Вокруг нас собралась вся майдановская ребятня. Смешно не было только мне одной. Уговариваю Мустанга не прикидываться конем, шагать неторопливо, ленно, как и полагается ему по сути. Уговариваю на русском, а надо было на аварском.
И тут наказ со смотровой: «Ле, пни его!» И мальчик пнул, и осел понес меня черти куда, за нами бежал хозяин Магомед Вагабов, выкрикивая стоп-команды на аварском. Зашевелил ушами, остановился, я вздохнула, люди веселились, снимали, ждали: свалюсь или нет.
Мустанг очень хорошо знает аварский язык и как вести себя на скачках – тоже, он здесь не первый раз. Были и первые места, а сегодня ему помешал Мой Ослик, отвлек взглядом на старте. Правда, я не знаю, как это возможно, но, раз свидетели говорят, надо верить.
– А как он у тебя появился?
– Я купил его четыре года назад за тысячу рублей. Он был еще совсем маленький, и как увидел его, сразу влюбился. Один раз он меня вез из села в село, туда-обратно – 50 километров. Он очень хороший ишак и востребованный. Я его даже за 10 тысяч не продал, и за 50 не продам, он друг, я его растил, забочусь о нем,– рассказывает Магомед, ведя за поводья Мустанга.
– Слушай, а как ты его натренировал для гонок? Осёл есть осёл, и его сложно заставить что-то делать.
– Так я тоже упрямый. Все думают, что они тупые. Нет, они хитрые.
Ясмина Абдулова. Фото автора
Читайте также Будут туалеты – будут и гости