Распоряжением правительства Дагестана понедельник, 26 июня, объявлен в республике выходным днем.
В связи с предстоящим праздником возникли некоторые вопросы. В частности, связанные с практикой обмена подарками. Ситуацию для «МД» прокомментировал представитель муфтията Дагестана Мухаммад Кахибский:
— Обязанности дарить подарки другому мусульманину при посещении его в день праздника на самом деле нет. Я лично сталкивался со случаями, когда из-за этой традиции человек чувствовал себя смущенно. Мол, визиты к близким родственникам связаны с необходимостью вручать им подарки, а средств для этого нет. В результате он вовсе мог отказаться от визита. И я могу твердо повторить: нет такого.
Однако «нет обязанности» не означает «запрещено». Как известно, в Дагестане широко распространена практика вручения таких даров, обычно это та или иная одежда – от носков до футболок и рубашек. Но мы призываем людей не превращать визиты и прием гостей в состязание по вручению подарков. И не закреплять ситуацию, когда неимущий человек воздерживается от поздравлений и общения с родственниками.
В праздничный день мусульмане, имеющие возможность, выплачивают очистительную милостыню (закят аль-фитр). Его получают те же восемь категорий людей, которые получают и закят с имущества. В частности, это неимущие.
Имеющий возможность мусульманин выплачивает закят аль-фитр за себя, а также за тех, кого он содержит – например, жена, дети. По мазхабу имама аш-Шафии, закят аль-фитр нужно обязательно выплачивать зерном. Зерно должно быть целым и хорошего качества. Кормовое или червивое зерно в качестве закят аль-фитра не пригодно. Размер за одного выплачивающего – один са зерна (са — единица измерения, это примерно 2,4 килограмма, для точности, с учетом примесей в зерне, рекомендуется выплатить 2,5 килограмма).
По мазхабу Абу Ханифы, можно выплатить денежный эквивалент стоимости са, но по этому мазхабу размер са равен 3 700 граммам. Согласно этому мазхабу, если выплачивать пшеницей, то достаточно дать половину са. Некоторые проповедники рекомендуют выплатить закят аль-фитр и деньгами, и зерном. А малоимущие могут купить на них то, в чём больше нуждаются. Это может быть лекарство или что-нибудь иное.
Закят аль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне праздничного дня. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – хIарам (запрещено). А кто не успел выплатить закят аль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.
Его следует уплатить независимо от того, соблюдал ли мусульманин пост в месяц Рамадан или нет.
Те, кому положен закят аль-фитр, и кто получил его, вправе распоряжаться им как захотят: съесть, продать, подарить и т.д.
Те или иные подробности, связанные с выплатой закят аль-фитр, можно уточнить у знающих имамов. Телефоны муфтията республики для справок: 63-64-77, 63-48-07.