23 февраля. У части северокавказского населения, а именно — в первую очередь — у вайнахов, эта дата отзывается кровавым эхом. Рубец на сердце народа, всенародный плач, горе и злодеяние, которое сотворили с народом, который выселили потому, что кто-то наверху посчитал, что он готовит торжественный прием гитлеровским оккупантам. Приказ Сталина отдать вайнахов на поругание, бросить их из горных гнезд в безжизненную степь – это жестокое насилие, которое можно поставить в один ряд с такими трагическими страницами истории, как избиение младенцев и массовая резня, Варфоломеевская ночь и удушение в газовых камерах.
Другой приказ Сталина — «Ни шагу назад!» — стал кличем к массовому патриотическому подъему и героизму в период Великой Отечественной войны. Пока одни чеченцы, поверив генералиссимусу, шли на смерть – других положили на алтарь истории.
Знаю, что чеченцы и ингуши не отмечают 23 февраля как День защитника Отечества, а в этот день поминают своих старших, которые навечно остались в степи и были казнены не понятно во имя чего. А тех, кто считает Сталина героем и выдающейся личностью, презирают и как минимум удаляют из френдов в социальной сети. Потуги власти затмить боль народа ни к чему не приведут. Да и нужно ли это? Каким может быть примирение в связи с этим?
Предложил бы переместить дату 23 февраля на день вперед или назад. Вы скажете, что для маленького вайнахского народа в масштабе России – это неадекватная услуга? Не соглашусь. В России каждый ее представитель должен осознать, что не является второсортным в великой стране. Здесь, на Северном Кавказе, эта перемена даты была бы актуальна. Хотите уважить всех защитников Отечества: но этот день для вайнахов государство окропило кровью и во избежание гражданского раскола следует определить для празднования другой день. Этим власть показала бы, что ей небезразлично горе и трагедия отдельно взятого народа. Это принесло бы пользу всей стране, дало бы сигнал к примирению, к пониманию в российском обществе, что здесь все равны; что здесь нет апартеида и расизма российского розлива, больше нет и никогда не будет.
Чтобы понять глубину трагедии народа, приведу здесь строки из поста моего чеченского кунака Юни Успанова:
«Мама вспоминала, как она 11-летней девочкой во дворе рубила дрова, а солдат, посмотрев на нее, участливо сказал: «Не стоит рубить много, детка, не стоит». И рано утром эти солдаты с автоматами наперевес выгоняли всех домочадцев в центр села, потом грузовиками свозили на станции в скотные вагоны, и начался долгий путь в Казахстан. В пути умирали люди, их разрешали на остановках только вынести и закопать за минуты в снегу. А их отцы и братья в это время сражались на фронтах ВОВ. По самым скромным подсчетам, в ходе высылки от голода, холода и эпидемии погибло 500 000 человек. Ни за что! С земли, по которой не прошел сапог фашистов. Кого не успевали спустить с гор — расстреливали, сотнями, целыми аулами. Все знают трагедию белорусской Хатыни, где заживо было сожжено 180 человек, но мало кто в стране знает трагедию села Хайбах, где советскими войсками было заживо сожжено 705 женщин, детей и стариков».
Думаю, к этому нечего добавить. Всё и так ясно. Мы хотим почитать и салютовать Защитникам Отечества. Но чтобы им салютовали все без исключения, нужно исключить 23 февраля. Тем более что именно эта дата ничего не значит для истории становления армии. Только так. Ждать, пока утихнет боль, нельзя. История сохранит, память приумножит. Нужно, чтобы Россия была для всех и праздники у нее были общие. В этом суть и смысл федерации и консолидации народов, в ней проживающих.
Оставайтесь людьми!
Ханжан Курбанов | г. Махачкала