Это вам, знаете ли, не скучные марки и монеты, хотя, может, и в этом есть своя прелесть. Но духи!!! Это же совсем другое дело, тем более для женщины. В канун 8 марта я поговорила с Кариной Сараевой — коллекционером парфюма. Узнала, что скрывает современный мир ароматов. Спешу поделиться.
— Мы уже видели одну экранизированную историю фанатичного парфюмера, расскажи о своей. Надеюсь, обошлось без жертв?
— Жертвовать приходилось только родительскими деньгами на бесконечное число эфирных масел, которые я миксовала у себя в комнате в попытке создавать свои композиции. Позже это переросло в любовь к парфюму, когда уже не надо было ничего смешивать и все придумали за меня.
Началось все еще в 80-х. Моя бабушка работала контролером в Русском драматическом театре, и все каникулы я проводила с ней на работе. Как-то после спектакля она нашла в зале на сиденье кожаный мешочек с полупустым флаконом духов. На нем не было указано названия, загуглить тогда не имелось возможности, было только понятно, что это импортные духи. Уже годы спустя я узнала, что это Private Collection Estеe Lauder. Не самый популярный аромат того времени, их не было в продаже в Советском Союзе. Какое-то время бабушка честно ждала владельцев мешочка, ну а потом, к моему счастью, этот трофей перешел ко мне.
Мой первый собственный аромат – Femme Rochas. Мама подарила на выпускной. Постепенно коллекция стала пополняться еще более редкими экземплярами — «Мицуко» от «Герлен» и коллекцией «Опиумов» от «Ив Сен-Лоран».
— Сколько насчитывает твоя коллекция?
— Сейчас у меня подчищенная, выровненная коллекция, это то, что мне нравится, чем я пользуюсь, — 380 флаконов. А вообще доходило до тысячи. Через это проходят все коллекционеры. Когда еще точно не знаешь, чего хочешь, и тебе кажется, что нужно скупить все. Я поняла, что мне надо остановиться, когда купила очередной флакон и нашла точно такой же в своей коллекции. Что-то я раздала, что-то обменяла. У нас есть целое сообщество таких же парфюмерных маньяков, мы общаемся, меняемся духами. Это происходит за пределами республики, в Дагестане у меня только одна единомышленница. Сейчас меня снова начинает заносить, чувствую. Я начала коллекционировать советские духи.
— Что в них особенного? Советские духи давно стали чем-то нарицательным, когда мы хотим пошутить о неудачном выборе парфюма.
— Знаю, но категорически с этим не согласна. Считаю, что историю советского парфюма незаслуженно принижают. Сейчас, кроме «Красной Москвы», никто ничего не может вспомнить. На самом деле был достаточный выбор, и это были такие насыщенные ароматы: «Новая заря», «8 марта», «Персидская сирень», «Жемчуг» и другие. У нас просто не уделялось должного внимания флаконам, упаковке – примитивный дизайн, который значительно уступал импортному. Но это были настоящие духи, не туалетная вода, а именно концентрированные духи. Когда я сегодня ими пользуюсь, окружающие думают, что это очень редкий селектив.
— Разве духи не имеют срока годности, они не портятся?
— Нет, это чистой воды маркетинг. Понятие срока годности на рынке парфюма придумано для того, чтобы люди чаще совершали покупки. При правильном хранении, а именно — без перепадов света и тепла, а также без постоянной тряски, духи могут прослужить очень долго.
— С каким из известных импортных брендов можно сравнить какой-нибудь советский аромат? Хочу понять, что мы имели и не ценили.
— Ну, чтоб легче было понять, приведу наиболее простой пример: духи «Красная Москва» похожи на «Шанель номер 5».
— Ничего себе, «Шанель» за рубль двадцать! Надо срочно обыскать сельский сундук мамы. Любопытно, что советская тематика сейчас в принципе в тренде. Например, среди коллекционеров очень востребованы советские елочные игрушки, стоимость одной такой может доходить до 10 тысяч долларов на аукционах.
— Это объясняется тем, что в мире изобилия и копий мы начинаем ценить оригинальность и идею. Касается это абсолютно всего. Вот, к примеру, при создании духов мировые производители уже давно не используют натуральные компоненты из-за растущего числа аллергиков. Всемирная парфюмерная ассоциация ежегодно публикует список компонентов, запрещенных к использованию. Парфюмеры вынуждены упрощать ароматы, заменять натуральные составляющие на искусственные. Это сказывается на стойкости духов и их запахе.
— Ты смогла бы создать свой аромат?
— Я люблю наслаивать ароматы, получаются интересные сочетания. Но я не настолько крута, чтобы придумать что-то новое. Мой опыт с маслами остался в прошлом.
— Сколько ароматов достаточно иметь современной женщине?
— Я думаю, что три-четыре достаточно. Возможно, кто-то привыкает к одному, но сейчас, при таком широком выборе, думаю, не стоит себя ограничивать.
— Что ты думаешь насчет разделения духов по сезонам или по возрасту?
— Ни то, ни другое не считаю правильным. У парфюма нет возрастного ценза, да и гендерное разделение потихоньку исчезает.
16-летняя девушка в джинсах и футболке может органично сочетать «Шанель», а женщины постарше могут вполне использовать запахи, популярные среди молодежи. Кому что нравится, здесь нет правил.
Недавно я познакомилась с женщиной — ей было за 80, ты не поверишь, но ее любимый аромат — Funny Moschino. На ней он так красиво раскрывался, я даже уточнила название парфюма, она сказала, что это ее любимый запах.
— Со скольких нот угадываешь аромат?
— В самые первые секунды могу угадать с трех-четырех нот. Позже уже сложно угадать, потому что аромат смешивается с запахом кожи и звучит по-своему.
— Каким странам-производителям отдаешь предпочтение?
— Нет никаких предпочтений. Для меня важен сам аромат, кто его сделал — совершенно не важно. Вообще, все, что сейчас создается, — это коммерческие запахи, выверенные настолько, что должны понравиться всем. «Хорошая девочка стала плохой» от «Килиан» — обычный цитрусовый компотик, и ничего сложного в нем нет. Это универсальная формула, рассчитанная на массу.
— Кто вообще придумывает тренды, откуда берется мода на те или иные духи?
— Этим занимаются специальные люди, которые тестируют рынок, фиксируют продаваемость и выводят тренд на следующий год. В 2019-м тренд на цветочные ароматы – роза, жасмин, сирень, но вряд ли это отразится на Махачкале, потому что мы мировым трендам не следуем, по крайней мере, своевременно. Популярные во всем мире ароматы до нас могут дойти и через десять лет. Мы любим то, что любим. Мы любим Восток, мы любим то, что рекламируют блогеры: «Монталь», «Килиан», «Том Форд» и прочее.
— Мне кажется, духи «Монталь» смело можно будет вписать в историю жизни современных девушек.
— «Монталь» отгремел во всем мире еще лет десять назад. Тогда он и у меня был, но когда он заполонил Махачкалу, я от него избавилась. Наши люди не любят выделяться из общей массы. Мы очень зависимы от чужого мнения, и если кто-то оставит отзыв о парфюме, который так всем нравится, мы пойдем хотя бы послушать этот запах и, скорее всего, его купим.
— Много подделок парфюма на дагестанском рынке?
— На самом деле нет.
Известные на сегодняшний день магазины, где мы покупаем косметику и парфюм, продают оригиналы. Подделки есть, но мы, как правило, и сами знаем, что, условно говоря, за 500-1000 рублей оригинал известных марок не купишь. Точек по продаже контрафактного товара немало, и, собственно, их покупатели знают, что берут.
— В чем разница между люксовым парфюмом и нелюксовым?
— Я убедилась, что разницы никакой нет. Все дело в нашем восприятии. Мы платим за бренд и упаковку. Приведу небольшой пример. Есть российский бренд «Брокард», который выпускает прекрасные ароматы, не уступающие люксовым, но стоят они от 350 рублей. Сейчас у них вышел новый аромат «Сиеста». Когда я наношу его, окружающие не могут поверить, что это совсем не дорогой парфюм. Продаются эти ароматы в сетевых супермаркетах, рядом с обычными одеколонами. Да, они не стойкие, но для меня это не основополагающий фактор. Мне нравится менять запахи в течение дня.
— Как правильно выбрать духи в подарок?
— Не советую дарить парфюм, если вы не знаете человека очень хорошо. Угадать здесь сложно. Да, можно пойти проторенной дорогой и выбрать популярный, но лучше, чтобы каждый из нас сам выбирал себе запах.
— Ох, Карина, я ожидала сейчас услышать секретную инструкцию по выбору самого популярного подарка, а ты… Ну расскажи хотя бы, как правильно подобрать запах?
— Прости, но тут нет секретов. Знаешь, сколько людей приходят в магазины с просьбой вернуть или обменять полученный подарок на то, что выберут сами? А вот как запах подобрать, подскажу, хотя и здесь нет ничего сложного. Бери понравившийся аромат, нанеси на запястье и оставь хотя бы на полдня, в идеале — один день. Если за все это время не передумаешь и у тебя не заболит голова от запаха, значит — твое. Смело покупай.
— Какие у тебя планы как у коллекционера? Я так понимаю, собиранием ты пока пресытилась.
— Планирую выучить французский, чтобы глубже изучать историю парфюма. К сожалению, в русском переводе такой литературы нет. Все, что было, я уже прочла. Нужны новые знания, и тут пресыщения не предвидится.
Сабина Колова
Читайте также:
Что нужно знать о винах. Советы профессионального винодела
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta