За эти дни много разного услышал про Расула Гамзатова.
Было много скучных речей и докладов, которые мы слышим каждый год.
Другие вспоминали истории, с ним связанные: где-то смешные, где-то не очень. Часто говорили, как Расул любил пить – и много анекдотов вокруг этого.
Один вспомнил, что его земляку Гамзатов не дал рекомендацию в Литинститут, и тот поэтому не стал великим поэтом.
Другой скинул в чат копию документа, где фамилия Расула указана в числе тех, кто участвовал в обсуждении вопроса об исключении Владимира Войновича из Союза писателей СССР.
То есть было много дежурных слов о том, какой Расул Гамзатов великий поэт и незаурядная личность. Немало и попыток опровергнуть эти оценки: мол, не такой уж и великий, на, ловите ложку дегтя!
А потом я в очередной раз наткнулся на песню. Стоп. Это же Расул. Слова, написанные о матери после ее смерти. Ни разу не мог до конца спокойно послушать. Сразу наворачиваются слезы… И непреодолимое желание позвонить маме, поехать к ней, просто посидеть рядом.
И таких про маму – несколько. Видел, как дядя слушал эту песню и тайком утирал слезу. Он рано остался без матери.
Ну, или про старость и скорейшую смерть очень трогательно. При дедушке как-то я выключил песню на слова Расула в исполнении Синдикова – чтоб не делать ему больно. Не знаю, как тут словами передать свои ощущения. Просто на минуту представляешь себя в описываемом образе. Полуживой человек, который все время ждет смерть. Это холодный душ. Отрезвляет и заставляет задуматься.
Я не знаю, у вас какой он – Расул Гамзатов. Из того, что я слышал, – у кого-то он веселый и жизнерадостный чувак, который любит шутить и бухать. У кого-то – плохой, незаслуженно получил славу и все прелести от жизни.
У меня – такой, который каждый раз напоминает мне, как я сильно люблю свою маму, как важно любить родину, свой дом, ценить семью, уважать стариков.
Я слышал сотни проповедей. Но, клянусь вам, все они вместе взятые не смогут так зацепить меня и побудить к доброму, светлому и прекрасному, как один стих Расула о маме. Сколько бы он ни пил.
Читайте также «Теперь мы знаем: Дагестан – это там, где Расул»