Душераздирающие истории питомцев каспийского приюта для животных
Несколько дней назад зоозащитница Асият Газибегова обратилась за помощью. По словам женщины, содержащей приюты для собак и кошек, администрация Каспийска пытается выгнать ее с занимаемой территории.
«Администрация города приняла решение забрать участок. На мой вопрос «Куда деть 90 живых собак?» я получила ответ: «Выпустить на улицы города», – выложила Асият пост с такими словами у себя на странице в Instagram.
Мэрия Каспийска отреагировала мгновенно, и на следующий же день к волонтеру в приют приехала целая комиссия. Побывала в нем и корреспондент «Молодежки».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Собачий лай слышен еще на подъезде к приюту, расположенному в частном секторе Каспийска. На небольшой территории сейчас ютятся 90 собак. Часть из них прогуливается между клетками, остальные ждут своей очереди на выгул. Выпустить всех сразу невозможно – передерутся, говорит Ася. Невысокого роста, в плотном рабочем комбинезоне – так выглядит женщина, спасающая животных. Мы удаляемся в небольшой вагончик, где Ася рассказывает свою историю.
«Я всегда любила животных – с детства. У меня всегда дома кто-то жил: птички, кошки. Я была маленькой, в школе училась, и принесла домой птенца воробушка – из гнезда выпал. Меня мама научила готовить манную кашу. Я жевала ее, и птенец у меня изо рта ел. Учила его летать. Он вырос, улетел. Это был первый питомец, которого я выкормила.
Потом были вороны, сороки, голуби, котята.
Я всегда говорила, что, когда вырасту, у меня будет большой дом и у меня там будут собаки и кошки. Иногда мечты сбываются. Но честно – я так не планировала. Я не занималась всю жизнь собаками, у меня была работа. Знаете, как это получилось все? Мой кот привел домой беременную кошку, она у меня окотилась. Я начала искать место, куда котят можно определить. Мне сказали, что есть приют в районе бывшего пивзавода в Махачкале. Я пошла туда. Когда увидела все, что там происходит, решила оставить котят дома, а сама как волонтер пойти им помогать. Это было примерно в 2013–2014 годах», – вспоминает Ася.
Позже она открыла свой собственный приют в Махачкале. А еще позже – перебралась в Каспийск.
«В свое время нам дали этот участок, выделили под питомник в 2017 году. Сказали, чтобы делали документы аренды на 49 лет, с одним условием – чтобы здесь не было капитального строения. И обещали помочь с документами. Тогда со мной была команда. В общем, в феврале 2017-го нам обещали землю, а в декабре того же года девушка из администрации, которая курировала все, ушла с работы», – рассказывает хозяйка приюта.
В наследство Асе достался участок земли с бытовкой и тремя вольерами. Больше тут ничего не было.
«С декабря 2017 года я потихоньку построила всем вольеры, разделила, чтобы не дрались. Почти все стерилизованные сейчас тут», – рассказывает зоозащитница.
Больше никакой помощи от государства, по ее словам, она не получила. Только новые обещания.
В 2018 году в Каспийске проходил чемпионат Европы по спортивной борьбе. В мэрии вспомнили про Асю. Попросили помощи – собрать всех бродячих собак в городе и взять к себе на передержку на время проведения соревнований. Обещали финансово помочь. Ася свои обязательства выполнила, а вот другая сторона, по ее словам, – нет.
Разговор с хозяйкой приюта периодически приходится прерывать – собаки громким лаем требуют ее внимания.
«Я здесь, я никуда не ушла. Ну-ка тихо!» – собачий гвалт мгновенно затихает.
***
Большинство из 90 собак в приюте попало к ней в тяжелом состоянии. У каждого пса – своя история.
«Вот эта жила у человека. Рожала щенят, – указывает Ася на большого белого алабая. – Потом состарилась и стала не нужна. Он ее выкинул на улицу. А кто-то решил, что негоже алабаю по улицам ходить, и в морду ей выстрелил дробью. У нее глаза нет. Видите эти шрамы? Ее щенок сейчас у меня дома. Их было трое, двое погибли. Его я из бутылочки выкормила».
В каждой клетке псы виляют хвостами, приветствуя свою спасительницу. Каждый рвется погулять.
«Все по очереди пойдете», – объясняет Ася питомцам.
Останавливаемся возле очередной клетки.
«Это две подружки. Одну машина сбила, четыре перелома – на передней и задней лапах. А эта ко мне попала под Новый год. Ей нож вот сюда воткнули, – указывает Ася в область собачьей подмышки. – Тут практически у всех такая судьба…»
Собака по кличке Сапфира попала в приют умирающей. Ее сбила машина в Редукторном поселке Махачкалы. Те, кто был в машине, сообщили собравшимся на месте аварии, что отвезут собаку в клинику. Связали ей лапы и морду и уехали. А через два дня израненную замученную собаку со связанными лапами дети нашли в Узбек-городке.
«А вот это Наоми. Сначала ее щенком целенаправленно сбила машина. Но она не умерла. И люди стали ее лопатой добивать. Она попала ко мне вся перебитая, с поломанной челюстью, – перечисляет Ася истории своих подопечных. – Этот боится людей. Муся – без лапки. Эти собаки – с демодекозом. В Машу стреляли».
Но самая страшная история произошла, еще когда Асин приют находился в Махачкале. Она не может рассказывать об этом без слез: «У меня пропала собака. Это было еще в начале моей волонтерской деятельности. Через несколько дней я нашла в пакете шкуру моей собаки. Подкинули. Просто зарезали мою собаку, сняли с нее шкуру и принесли мне. Понимаете? Я, когда заходила в дом, шла на ощупь: такая у меня была истерика. Через несколько дней мне стали подбрасывать лапы…»
***
Иногда собак удается пристроить в добрые руки. Питомцы Аси уезжали в другие города Дагестана и за пределы республики. Но больше ей запоминаются истории, когда собаки по разным причинам возвращались в приют.
«Его пристроила как-то в хорошее место, – большой пес кидается навстречу хозяйке. – На четвертый день обратно прибежал. Как место нашел?! В багажнике везла! Ворота головой выбил, забежал в свою клетку – и все».
Пес ластится, прыгает возле нее.
«Вот эту собаку люди забрали домой – женщина одна. От нее муж ушел, решила так лечить депрессию. Муж вернулся домой, сказал: «Собака на хрен не нужна. Либо ты ее сейчас же отвозишь, либо я ее выкидываю на улицу», – вспоминает Ася, выпуская очередного подопечного погулять.
Мы останавливаемся возле еще одной клетки, в ней живет пес по кличке Терминатор, коротко – Тёма. Такое имя он получил благодаря титановой пластине в лапах.
«Тёму я уже перестала пытаться отдать кому-то. Как-то пристроила его, а новый хозяин, здоровый мужик, стал бить собаку за то, что она выла вечером во время азана. «Я, – говорит, – ему по морде даю, а он не затыкается. Может, на него намордник надеть?»
На территории приюта резвятся десять щенят. Виляют хвостиками, поскуливают, играют друг с другом. Для этих малышей уже нет места внутри приюта. Часть из них осталась без мамы, и их приняла другая собака с щенятами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«29 октября тут был отстрел, полицию вызывала тогда. Я стала свидетелем убийства собак. Такие милые были, никого пальцем не трогали. Я их прикармливала, они даже меня боялись. Думала, заберу этих собак. Приезжаю в пятницу, а после азана их расстреляли. И вот эти щенки лежали возле трупа матери», – рассказала Ася.
Она надеется, что для малышей найдется теплый дом и любящие хозяева.
***
Содержание приюта – кормление, лечение и охрана (Асе пришлось установить систему видеонаблюдения) – полностью зависит от пожертвований неравнодушных людей.
Сейчас Ася вынуждена кормить собак через день. На одно кормление уходит около ста килограммов куриных голов, шей и спин. Стоит такое удовольствие три тысячи рублей. Но этого для такой большой компании недостаточно.
«Есть несколько человек, которые мне помогают на протяжении всех семи лет, что я занимаюсь животными. У меня есть поставщик, все привозит сам. Дает в долг. У меня однажды был долг в 125 тысяч. Он мне слова не сказал», – рассказывает Ася.
Ветеринары лечат в долг, также молча и без денег отпускают необходимые медикаменты. Но когда-то эти деньги все равно нужно отдать.
***
В конце прошлой недели к Асе внезапно приехал мужчина, сказал, что он из администрации Каспийска, и сообщил, что ее приюта больше здесь не будет. Женщина кинула клич о помощи в соцсетях. Реакция последовала уже на следующий день. В приют приехала комиссия: заместитель главы Каспийска, курирующий направление ЖКХ, Рамазан Халилов, начальник управления ЖКХ города Мурад Нухкадиев и руководитель МБУ «Зеленый город» Асеф Пирсаидов. В планах мэрии Каспийска – создание муниципального приюта для беспризорных собак. Они предложили Асият Газибеговой работать сообща.
«Есть такой вариант: возможно, рядом с приютом возьмем участок и построим муниципальный приют, – рассказал руководитель пресс-службы администрации Каспийска Тимур Черемисинов. – Либо соединим эти два участка вместе, условно говоря. Асе предложили место смотрителя приюта вместе с ее помощником. Поскольку у нее опыт в этом деле есть и есть желание заниматься этим делом».
Приют и живущих в нем собак обещали не трогать независимо от того, к какому решению придут стороны в итоге. Ася взяла паузу – все хорошенько обдумать.
«Мне нужны гарантии. Я им сказала, что, если мне пойдут навстречу, я тоже помогу. Письменно пока ничего нет. Только устно. Я готова помочь. Но у меня есть и другие дела. Помимо собак у меня есть и кошки. Они хотели, чтобы я все это на себя взяла как знающий человек. Предложили мне по договору зарплату. Но для начала надо что-то сделать, а потом уже разговаривать. Начните строиться. Я пока ответ им не дала. Мы очень хорошо поговорили, я осталась очень довольна, как быстро они отреагировали и приехали», – говорит зооволонтер.
Когда и как будет решен этот вопрос – пока никто не может дать ответ. Также непонятно, кто будет содержать уже находящихся в приюте псов.
«По факту сказать нечего, потому что все пока на уровне обсуждений находится, – подвел итог Черемисинов. – Даже если вопрос с приютом в ближайшее время не будет решен (пока будет участок определен, пока вопросы финансирования, пока документы…), Асият могут просто предложить, что она как специалист будет работать в МБУ «Зеленый город». И, может, хотя бы тех собак, что есть в городе, будет выхаживать. Но именно содержание собак никто не обсуждал, потому что это – еще бо́льшие деньги. Которых пока нет, потому что приюта нет. Пока это все – достаточно тяжелый вопрос, который нужно прорабатывать. Сейчас им занимаются вплотную. Если будет решение – мы ее вызовем и снова поговорим».
Но Ася рада уже тому, что ей обещали не трогать ее питомцев. Зоозащитница надеется, что в этот раз вопрос с бездомными собаками все же будет решен. А пока она вместе с животными рассчитывает на помощь тех, кому не все равно.
Анастасия Расулова. Фото автора
Читайте также 50 оттенков хейта