Инженер-строитель из Кизлярского района Рашид Гасайниев честно ведет строительный бизнес в Москве. Он рассказал «Молодежке», как шел к своему делу, о своих методах ведения бизнеса, о ценных кадрах и о том, почему в его команде нет дагестанцев.
Понять главное
— Я всегда мечтал быть военным и даже не думал, что стану инженером-строителем. Военные фильмы, камуфляжная одежда, игрушечные автоматы и пистолеты… В Дагестане всегда было так: если ты работаешь в ФСБ, значит, ты крутой и у тебя много возможностей. И поскольку я жил военной тематикой, то хотел поступить в Академию ФСБ. У меня тогда еще был поломан нос из-за борьбы, и, чтобы пройти медкомиссию, я решился на операцию (смеется). При поступлении в Пограничное управление ФСБ России по Республике Дагестан заполнил все необходимые анкеты, прошел детектор лжи, сдал физическую подготовку, но в итоге, из-за большой конкуренции, слетел на профотборе.
Там были ребята, которые не могли подтянуться и пяти раз, но их взяли, а меня — нет. Строительный университет в Москве я выбрал потому, что после всех злоключений с поступлением только в нем видел перспективы развития. Помню список зачисления на бюджетное отделение: там человек 200, и я был предпоследним (смеется).
В университете я сразу приобрел навык выкручиваться из любых ситуаций. Это один из самых полезных навыков на сегодня.
Один раз сумел договориться с преподавателем о сдаче курсовой работы по очень сложному предмету за деньги. Он, видимо, взятки никогда не брал и очень этого боялся. В итоге договорились, конечно, но, на самом деле, учиться я старался хорошо. Ведь если сессию закрывал без троек, то стипендию платили по 20 тысяч рублей (с учетом социальной), а так — 8-10 тысяч. Конечно, я мог жить только на эти деньги, но уже тогда очень хотел помогать родителям.
Мой знакомый был менеджером в одной кофейне, и я устроился работать в ночь в его смену, чтобы он меня всему учил. Потом сдал экзамен и сам стал менеджером. Как профессионал, я делал кофе с сердечком и переворачивал яичницу на сковороде. Сначала, конечно, преследовали такие стереотипы, что работать сильному кавказцу в сфере обслуживания зазорно. Но потом я все переосмыслил и понял главное: зарабатывать деньги честным трудом не стыдно. Стыдно их просить у родных.
Совмещать работу с учебой в техническом вузе было нелегко, но я сам зарабатывал себе на жизнь, снимал квартиру в Москве и еще умудрялся покупать подарки родным, когда приезжал на каникулы.
О востребованности, собственном бизнесе и зоне комфорта
— После вуза я довольно быстро устроился на работу в Центр строительного проектирования. Из-за отсутствия опыта получал маленькую зарплату. Еле сводил концы с концами, но перспектива развития и хорошая корпоративная культура вселяли в меня уверенность. Частые переработки, задержки допоздна — и через два месяца мне дали категорию инженера. До меня в этой фирме работал дагестанец и однозначно показал себя с хорошей стороны. Коллеги всегда очень живо интересовались и спрашивали о наших традициях.
Через год я вышел оттуда уже с первой категорией инженера. Почему ушел? Мне нравится свобода, и я знал, что рано или поздно открою свое дело.
Я копил себе на машину, но деньги вложил в покупку строительной франшизы. Почему взял именно франшизу? Во-первых, это единственный способ относительно безопасного старта. Тебе дают готовую бизнес-модель, считай — «велосипед», ты только крути педали, от этого и зависит твой успех. Во-вторых, у тебя появляется время осмыслить, зачем тебе большие деньги. Вот живу я на 50 тысяч рублей в месяц, и, пока не пойму, зачем мне зарабатывать 200-300 тысяч, у меня не будет мотивации. В этом деле я не советовался с родителями, думаю, они были бы против рисков.
В строительном бизнесе очень важен контроль. Ты лично несешь ответственность перед заказчиком объекта. И пока не выйдешь из зоны своего комфорта, результат не получится. Всегда нужно знакомиться с людьми, которые зарабатывают больше тебя и стоят выше по социальному статусу. В предпринимательстве есть такая теория, что твой уровень зависит от пяти людей, с которыми ты общаешься. К примеру, один зарабатывает миллион, второй — семьсот тысяч, третий — пятьсот, четвертый — сто, пятый — тридцать. Среднее арифметическое — и есть твой уровень.
Кадры решают все
— Деятельность нашей компании — это отделка «под ключ» объектов любого уровня сложности. Также занимаемся строительством и разработкой дизайн-проектов.
Изначально я старался подобрать высококвалифицированный персонал, лучших в своем деле. Пусть и зарплаты у них высокие, но работа всегда выполнена качественно и в срок. Я лично проверял каждого специалиста: приезжал на их действующий объект и оценивал качество работ по техническим и визуальным параметрам, спрашивал отзывы у заказчиков. Так, из 150 потенциальных бригад отобрал всего пять.
Что примечательно, в моих бригадах мастеров нет ни одного дагестанца. Мои земляки привыкли работать методом «сарафанного радио». Я же считаю, что в серьезной компании рекомендация «по-братски» не прокатит.
Очень многие дагестанцы строят бизнес совместно с родственниками. Я против этого, так как считаю, что обязательно будет непонимание и ссоры. Но все равно мой бизнес-партнер — близкий мне человек, мы учились в одном классе, и я знаю его семью уже много лет.
О хобби, спорте и Москве
— Очень люблю лошадей. У моего дедушки в горном селе была лошадь, и я с шести лет без труда мог ее оседлать и пришпорить. Сегодня мне кажется, что лошадь сродни машине. Вот только раньше кавказцы любили и украшали лошадей, а сейчас любят делать навороченными машины.
Еще мне нравится бегать. Бег помогает ни о чем не думать. Ежедневно я ставлю перед собой цель — пять километров (редко — десять), и даже если очень устал, все равно пробегу эту дистанцию. Это борьба с собой. Так и в жизни: нужно учиться бороться со страхами, которые отталкивают нас от цели.
Ценю поэзию. «Я не унижусь пред тобой» — любимое стихотворение Михаила Лермонтова. Как поэт он близок мне по понятиям и духу. Еще читаю Александра Пушкина, Расула Гамзатова. Я всегда стеснялся этого, но в школе писал стихи. Последний раз написал стихотворение на родном языке о моей семье и доме.
Считаю, что не нужно работать семь дней в неделю сутками. Нужно уделять время и себе, и друзьям, и родным. Встречи с близкими людьми заряжают энергией.
Москва изменила меня в лучшую сторону. Здесь я вырос — благодаря новым друзьям, окружению, обстоятельствам. Еще в школе думать не мог, что открою свой бизнес. Но Москва поменяла мое мнение. Работа на зарплату — своего рода зона комфорта. Сделал работу — ушел, по сути, никакой ответственности. Работа за 60-70 тысяч не очень яркая перспектива на долгие годы, согласитесь. Наша государственная система устроена так, что специалист должен проработать лет десять, чтобы выйти на нормальный доход. Я же хочу сам быть уверен в завтрашнем дне и нести ответственность за свои дела.
Идеальный выходной: Когда он проходит в активном отдыхе.
Любимый напиток: Капучино.
Любимая песня: «И вновь я дома» (музыка Ш. Чалаева, стихи Н. Хачилаева).
Страна, в которой хотел бы побывать: Израиль.
Махачкала или Москва: Пока Москва.
Счастье — это: Когда здоровы твои родные и близкие.
Главное в девушке: Воспитание.
Настоящий друг: Проверенный временем.
Любимая книга: «Мартин Иден» — Джек Лондон, «Из тьмы веков» — Идрис Базоркин.
Главная цель этого года: Добиться успеха в бизнесе.
Биографическая справка:
Гасайниев Рашид Мирашинович родился в Кизлярском районе. Выпускник совхозной школы № 4. В 2017 окончил инженерно-архитектурный факультет Московского государственного строительного университета по специальности «градостроительство». Работал в Центре строительного проектирования. В 2018 году купил франшизу международной строительно-отделочной компании «Ellis». Любит лошадей, поэзию и ведет спортивный образ жизни.
Мария Малова
Читайте также:
Татарстан поможет продвигать дагестанский бизнес в Турции
Sale без правил. Почему нельзя доверять «Черным Пятницам»