Акция массовых распродаж «Черная Пятница» стартует в России 24 ноября и продлится 3 дня. Витрины магазинов буквально кричат: «Sale!» И дальше всё зависит от фантазии маркетологов. Вам предложат скидки размером 30, 50, 70 процентов. Товар будут отдавать за треть цены и убеждать в эксклюзивности этого предложения. Вам даже напишут, что распродажа — суперфинальная, а завтра магазин закрывается.
Реальная проблема российских распродаж состоит в том, что налаженной адаптированной sale-культуры и системы глобальных скидочных дней у нас нет. Есть подражательные акции, подсмотренные в Америке и Европе, но имеющие мало общего с отечественной индустрией продаж.
Умопомрачительная распродажа по-русски — это «Black Friday», или «Черная пятница». На Западе это буквально религиозный праздник шопоголиков, которые изучают список всех магазинов-участников акции, планируя совершить выгодные покупки с самой большой скидкой.
Идею мега-распродажи «Black Friday» придумали в Америке. Распродажи там стартуют после Дня благодарения, и «Черная Пятница» на четвертой неделе ноября как раз открывает череду рождественских распродаж. В этом году она выпадает на 24 ноября, и уже в 00.00 часов многие офлайн- и онлайн-магазины по всему миру (в том числе и в России) откроют продажи с очень большими скидками.
Разумного объяснения, почему «Черная Пятница» названа именно так, у организаторов нет. Есть очень невнятные отсылки к бухучету (прибыль в бухгалтерских книгах записывается черным цветом), а также предположение, что пятница названа «черной» из-за беспросветных толп покупателей в магазинах и торговых центрах.
««Чёрная Пятница» — заимствованный американский формат, но настоящей «Чёрной Пятницы» в её первоначальном виде с реальными скидками 50 — 90% в России нигде нет, так что у нас это скорее медиапроект, — считает руководитель отдела маркетинга федеральной сети оптик «Айкрафт оптика» Елена Юдина.
Не обманешь — не продашь
Эта поговорка родилась в стародавние времена, когда только начинало формироваться русское купечество. Но с веками мало что изменилось.
По словам Елены Юдиной, скидка на товар в России формируется скорее избирательно. Есть категория товаров, жизненный цикл которых заканчивается, тогда можно дать значительную скидку.
«Некоторые ритейлеры перед периодом больших скидок повышают цены на товар. Очень немногие из них готовы пойти на снижение маржи по всей линейке своего ассортимента ради краткого подогрева продаж», — говорит эксперт.
«Большинство магазинов повышают цены на свои товары за две–три недели до «Черной Пятницы», а потом делают «распродажу» по обычной цене, подавая завышенную разницу как скидку», — рассказывает соучредитель digital-агентства «GoodSellUs» Татьяна Брагина. Но раскрывает и другую сторону вопроса. Она считает, что скидки — это плохо для бизнеса, потому что они занижают ценность товара.
«Если скидки давать часто, люди просто не будут платить полную цену, предпочитая подождать ее снижения. И тогда цена со скидкой будет восприниматься как «нормальная», а реальная стоимость — как цена с накруткой. Когда у нас каждый день акции, у нас мало продаж, если это товар не первой необходимости», — поясняет Татьяна.
Ловля на живца
Психолог Дарья Маркова считает, что российская акция «Черная Пятница» — это специальный проект, призванный создать ажиотаж среди потребителей. «Сейчас и так в стране время, когда нужно экономить. Покупая же в «Черную Пятницу», не экономишь, а, наоборот, заполняешь дом ненужным хламом, которым потом не воспользуешься. Но чувство, что «сэкономил», дает удовлетворение. Скидки создают иллюзию того, что можно купить много вещей впрок за бесценок. Это не так.
В раже борьбы за так называемый скидочный товар покупатели зачастую берут то, что им не нужно, или вещи с браком. Поэтому выигрывают всегда продавцы, цель которых заработать как можно больше. Лучше заранее посмотрите предложения о сезонных скидках, распродажах, совместите это с вашими потребностями. Тогда такая покупка будет и выгодна, и в радость», — рекомендует психолог.
Джамиля, шопоголик с семилетним стажем, столько же лет работает продавцом в магазинах одежды: «Я вещи где-то в определенном месте не беру. Постоянно в разных магазинах. Обувь всегда беру хорошую, итальянскую». Она советует: «Хорошо подумайте, что из вещей вам действительно нужно, чтобы не приобрести еще одну ненужную. Обязательно проверьте качество вещи, а также посмотрите состав и инструкцию, как за ней ухаживать. Акции типа «2 вещи по цене одной» — это, по сути, обман. Ты по-любому наберешь того, что не нужно».
Личный опыт
«Меккой» скидок моно- и мультибрендовых магазинов с 3 по 19 ноября был уникальный по формату и архитектуре торговый комплекс Outlet Village Белая Дача. Этот мини-город из магазинов, кафе и детских площадок расположен за МКАДом. Здесь часто проводятся распродажи и стоковые sale’ы. В последний день распродаж заглянула сюда и я. Многие магазины предлагали 30%-ную скидку, а также негласную скидку 5 – 10 % за брак, если таковой имеется на изделии. Так, пальто модного в этом сезоне фасона и цвета, стоившее в обычный день 16 000 рублей, можно было приобрести за 11 500.
В магазине мужской обуви был настоящий ажиотаж — обувь из натуральной кожи «зима» и «еврозима» прошлогодней коллекции отдавали за 3 000 рублей, а пары больших размеров — за 1199.
«Зря думаете, брать или не брать, — устало посмотрела на придирчиво разглядывающую ботинки семейную пару продавец, — в позапрошлом сезоне они 8 900 стоили».
А я спешила в магазин классической базовой одежды одного из известных сетевых магазинов сегмента «средний+». «У нас сейчас большие распродажи, вы обязательно найдете что-то для себя! — встретила меня улыбкой девочка-продавец. — На последние размеры у нас вообще сумасшедшие скидки».
Я приобрела со скидкой базовое шерстяное черное платье всего за 499 рублей. Ценник содержал подробную историю снижения цены: зачеркнуты были последовательно суммы в 1999, 799 рублей. Ценник на тунике, которую я подобрала к платью, также рассказывал о пути цены от стартовых 4499 рублей до нынешних 999. Как говорится, почувствуйте разницу.
Дома я вооружилась феном и теплым воздухом разогрела ценник, чтобы отклеить его с бирки без проблем (если кто-то не знал об этом способе — дарю лайфхак). И выяснила, что товар привезен из Испании, и первоначальная его цена — 19,99 евро (примерно 1400 рублей), туники — 39,99 евро (порядка 2800 рублей). А дальше просто сравнила: цена платья в Европе была 1400 рублей, в России — 1999, туники — 2800 рублей, в России — 4499.
Другой пример — покупка сумки в стоковом мультибрендовом магазине уже в пределах Садового кольца. Она была из прошлой коллекции и стоила 1899 рублей. На ценнике большими буквами было выведено: «Выгода 46%. Цена в других магазинах: 3499 рублей». К этой скидке можно было получить дополнительную скидку по дисконту 7%, правда, уже от конечной цены, то есть в итоге вышло 1766 рублей. Проделав дома те же манипуляции с этикеткой, я обнаружила европейскую цену 49.99 евро (примерно 3500 рублей). То есть, скидка здесь была честной, как и в первом случае.
Это я попала на распродажи или сезонные, или старых коллекций различных брендов, где и нашла реальные скидки на действительно хорошие вещи. Без всякой «Черной Пятницы».
Мария Малова