Парк Ленинского комсомола может не пережить очередного эксперимента
В феврале прошлого года главный парк Махачкалы был спасен от возведения на его территории громадины мультимедийного музея. Вмешались городские активисты. Теперь он может стать жертвой новой инициативы. Весной 2018-го строительная компания «Бейт Девелопмент» по соглашению с мэрией начала масштабную реконструкцию не тронутой пока коммерцией части парка — питомника. И хотя утвержденного проекта еще нет, работы пошли полным ходом: на территории питомника началась вырубка деревьев, проложены и во многих местах уже засыпаны гранитной крошкой и заасфальтированы широкие дорожки и аллеи. При этом компания собирается строить на границе с парком многоэтажный жилой комплекс. Корреспондент «Молодежки» пообщалась с экспертами и узнала, в каком виде может предстать теперь уже практически единственный парк столицы после реконструкции. Слабонервным не читать!
Иса МАГОМЕДОВ, заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города, рассказал, что идея преобразить именно этот парк существует уже около двадцати лет.
— Возможность реконструкции парка рассматривалась еще в 2000-м году, был некий проект «Полная реконструкция парка Ленинского комсомола», который был разработан сотрудниками управления архитектуры и градостроительства. На сегодняшний день тот проект сохранен, но он не настолько актуален, чтобы вести по нему работы, — сказал собеседник «МД».
Выбор объекта для реконструкции был неслучайным. Этот парк – крупнейший в Махачкале, именно его чаще всего жители города и гости выбирают для прогулок. Концепция реконструкции предусматривает бесплатную детскую площадку, крытый павильон для любителей шахмат, лебединый пруд, планетарий, площадки для интерактивов и показа кино, беседки.
Перед глобальными работами в парке сначала решили провести «благоустройство» – подготовку к самой реконструкции: проложили дорожки, кое-где для этого пришлось вырубить деревья (хотя планом было предусмотрено их сохранение).
— Начали с дорожек, это транспорт, это логистика, начинают всегда с магистралей. Я, конечно, противник этой истории с вырубкой деревьев, но здесь опирались на маршруты, которые уже были протоптаны. И поэтому было принятое решение — не вбивать новые маршруты, а благоустроить те, которые есть. Взяли просто трафик движения по парку и решили облагородить.
Работы эти проводились управлением жилищно-коммунального хозяйства мэрии Махачкалы совместно с частной строительной компанией Beit, которая планирует возвести многоэтажный жилой комплекс на бывшей территории пивзавода.
— Я как архитектор не совсем разделяю подход именно в формате благоустройства. Да, там должны быть условия, но нужно понимать зонирование парка. Где-то должны быть условия более комфортные: скамейки, малые архитектурные формы, а где-то должно быть все достаточно консервативно, чтобы сохранить красоту, определенную дикость, может быть. Важно подчеркнуть идентичность этой территории.
В частности, Иса Магомедов не согласен с тем, как именно сделали дорожки.
— Мы согласовали, что там, где были раньше протоптаны дорожки, будут новые благоустроенные. Но это асфальтирование мы не согласовывали, более того, я лично выступал против таких узлов и против использования дорожного бордюра в парке. Когда строят дорогу, укладывают такой бордюр, он разделяет подушку и тротуарный асфальт, поэтому у него такая форма, он дешевый, он готовый. Его используют для строительства дорог — камни длинные, и бордюра надо много. Это универсальный материал. В парках такие вещи не применяют. Его просто положить, он разделяет асфальт и землю, он дешевый. Но когда пойдет дождь, вода будет упираться в эти бордюры, она никуда не уйдет. Здесь нет ливневок. Можно дать два процента уклона на этой площадке, и вода будет стекать в зеленую зону — при условии, что бордюр будет вровень с асфальтом. Здесь мы этого не видим. Вода не будет уходить туда, где она может дренироваться. Здесь асфальт — она вниз не уйдет, там бордюр — она упрется в него. Вода будет собираться, и асфальт быстро придет в негодность.
Так бывает: архитектор проектирует объект, а подрядчик строит по-своему. Для Дагестана это типично. Строители знают больше всех — больше, чем архитекторы, и они считают авторитетным именно свое мнение.
— Но кто-то ведь должен следить за соблюдением утвержденного плана?
— Следить за тем, что делается в парке, должна, во-первых, дирекция парка. Во-вторых — районная администрация, потому что нарушаются правила благоустройства, если проводимые работы не соответствуют согласованному проекту. Мы согласовывали трассировку, но не согласовывали узлы – асфальт, бордюры, вот это все.
— Но ведь мэрия может вмешаться и остановить работы?
— Ломать не рискнули. Честно говоря, не могу вам даже сейчас прокомментировать, потому что часть работ они сделали, и вроде бы остановили их. Не могу сказать, что послужило причиной остановки работ. С нами этот момент тоже не согласован.
— То есть у вас есть план реконструкции, но подрядчик все равно делает то, что хочет?
— Нарушают, да. Отклоняются от того, что должно быть.
Замначальника городского управления считает, что в рамках реконструкции необходимо восстановить работу дренажных каналов на территории парка.
— У парка Ленинского комсомола, как у пространства, интересная история. На этом месте было болото — в конце ХХ века, когда был образован пивоваренный завод и Вейнеры решили благоустроить эту территорию. На месте болота были высажены деревья и устроена система дренажных каналов. Их задача — осушать территорию и выводить воду в сами каналы. Это очень правильное решение. Раз эта система дренажных каналов была еще тогда образована, необходимо ее поддержать, реанимировать и использовать эти каналы не как «хозяйственные», а сделать его своеобразной фишкой парка.
Но пока у мэрии есть только концепция проекта реконструкции. Чтобы она стала полноценным проектом, готовым к реализации, по мнению Магомедова, еще многое предстоит сделать, и на это уйдет как минимум полгода.
— Это как раз работа с жителями города, общественные слушания. Социологические исследования по парку Ленинского комсомола были. Мамаши просили о хорошем покрытии, чтобы гулять в «дикой» части парка. Были такие пожелания, но не скажу, что это единственное мнение. Обсуждение происходит с жителями города, они должны предложить свое видение. В случае с крупным объектом это должно быть не одно слушание, а целый каскад. Потому что жителей очень много, есть различные аудитории, субкультуры. Позже, после получения техзадания от самих жителей, проект переходит на стадию проектирования.
Проектирование само по себе тоже очень дорогостоящая процедура для муниципального совета. Мы провели несколько встреч с инвесторами, с компаниями-застройщиками, которым интересно разработать проект реконструкции. Это известная практика. Это же недвижимость? Недвижимость повышается в цене, когда рядом есть доступная инфраструктура, интересные пространства, объекты. На переговорах с девелоперами мы как раз предлагали заняться финансированием разработки проекта этого квартала. Мы получили положительные ответы, и эта процедура сейчас на зачаточной стадии — разработка проекта территории, которая повлечет за собой каскад слушаний.
Конкретно назвать сроки, в которые этап разработки концепции перейдет в этап реализации реконструкции, и тем более ее стоимость, сейчас невозможно, уверен Иса Магомедов. Работы по благоустройству парка пока приостановлены.
Армен АСРИЯНЦ, главный архитектор института «Дагагропромпроект», еще в 80-е годы занимался проектом реконструкции этого парка.
— Памятник поставили, перед ним фонтан должен был быть, но сделали в итоге цветник. Спортзал, выставочный комплекс… Эту планировку делал я.
По мнению архитектора, реконструкцию парка можно проводить, но делать это нужно грамотно. Главная претензия Армена Асриянца – строительство жилого комплекса в непосредственной близости от зеленой зоны.
— Меня возмущает, что на территории пивзавода, который снесли, хотят строить большой многоэтажный комплекс. Он вклинивается в парк. Город растет, это уже миллионник, и вместо того чтобы его расширять за счет парков, там ставят жилые дома. Причем высотные, в двадцать с лишним этажей. Ведь эти дома впоследствии потребуют соответствующей инфраструктуры. Парк пострадает, потому что в этих домах будет жить много людей, которые должны будут куда-то выходить, парковать машины. Какая необходимость строить вот эти дома вплотную к парку? У нас живут сегодняшним днем и строят даже на тротуарах.
ДВА ГОДА НАЗАД…
19 августа глава Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился с авторами проекта жилого комплекса «Белые журавли», который планируют возвести на месте бывшего пивоваренного завода в Махачкале, сообщила правительственная пресс-служба.
Автор проекта – известный во всем мире архитектор, профессор Гарвардского и Йельского университетов Хельмут Ян, который, например, сконструировал здание Майкрософт в Нью-Йорке и Сони-центр в Берлине, лично рассказал главе республики о всех плюсах «Белых журавлей».
«Белые журавли» станет образцовым проектом, эталоном в градостроительстве. Это будет открытое пространство, пользоваться которым смогут не только собственники жилья, но и все горожане…», — сообщил господин Ян.
Комплекс, по словам его разработчиков, будет максимально интегрирован в городское пространство. Также застройщик (то есть компания «Бейт Девелопмент». — «МД») выразил желание за свой счет благоустроить прилегающий парк имени Ленинского комсомола, организовать пешеходные и велодорожки, детские площадки, высадить деревья. Проект по реконструкции парка включает в себя также его стилизацию под мотивы известных произведений Расула Гамзатова и возведение музея поэзии его имени.
Рамазан Абдулатипов поддержал проект и подчеркнул его привлекательность для города. При этом он посоветовал расширить пространство и внести в облик комплекса элементы дагестанской архитектуры. Руководитель региона также назвал самой главной коммерческой и культурной привлекательностью проекта обустройство парка.
Во встрече приняли участие заместитель председателя Правительства Шамиль Исаев, архитектор Хельмут Рудольф Ян, генеральный директор компании «УК СтройСервис» Николай Резвяков, член правления Гильдии архитекторов и проектировщиков Москвы Тимур Бакшаев, представители компании «Бейт Девелопмент» Иса Курбанов и Руслан Аскерханов.
Спустя год, по данным «Молодежки», «образцовый проект, эталон в градостроительстве» был скорректирован — и стал на десяток этажей ниже. Авторы вдруг поняли, что строить на месте бывшего болота такую громадину слишком авантюрно. Но даже 22-этажный комплекс из четырех зданий окажется посажен на существующие сети электро-, тепло- и водоснабжения. Представьте, сколько примерно автомашин будет у жильцов этого элитного жилья. Где они будут парковаться. Как и по каким улицам они будут выбираться на основные магистрали. Как это повлияет на движение по Акушинского и Гаджиева. И сколько мелких торговых точек появится на аллеях и дорожках парка, заботливо благоустроенного застройщиком.
Армен Асриянц, проектировавший в свое время центральную часть Махачкалы, сетует, что в градостроительный совет города его не приглашают. Но на общественные слушания по поводу реконструкции парка Ленинского комсомола он намерен прийти.
— Прежде всего я бы остановил строительство этого комплекса. И расширил парк за счет этой территории, — говорит он.
Вопрос вместо послесловия
— Разве это не полномочия мэрии – остановить несанкционированные работы? Кто должен нести ответственность за самоуправство?
— Хороший вопрос, — отвечать на него снова пришлось Исе Магомедову. — Он более актуален, чем все остальные – кто должен за это отвечать? На самом деле это палка о двух концах. Там какую-то часть работы делает управление ЖКХ города. Я не смотрел документы, не могу сказать по объемам, что именно. Но и в этом и в том случае есть эти отклонения. То, что они проделывали, и те нарушения, которые были сделаны, — я думаю, они как раз были сделаны при участии администрации. Потому что УЖКХ непосредственно и контролировало эту работу. Не учитывали мнение архитекторов в этом случае. Игнорировали. Дирекция парка не имеет права засыпать дренажные каналы, не согласовывая эти работы с мэрией. Канал не должен засыпаться, он для того и сделан, чтобы дренировать. Если кто-то что-то там насыпал временно, я не могу в этом случае прокомментировать. Но все работы, что делаются в парке, должны быть согласованы.
«Лучших контролеров (чем местные жители. — «МД») качественного и эффективного использования средств не найти, — сказал Владимир Васильев, выступая на открытии Урбанистического форума в Махачкале. — Мы же понимаем, с какой точки стартуем: понятно, что архитектурный облик, состояние общественных пространств в городах и поселениях нашей республики пока еще далеки от пожеланий граждан. Я рассчитываю, что по итогам работы Урбанистического форума будут выработаны конкретные рекомендации, которые мы сможем вместе осуществить в плане практического применения. Обещаю, что вся наша работа будет проходить открыто, с привлечением широчайших слоев всего нашего общества».
Анастасия Расулова и Отдел мониторинга инициатив «МД».
При участии Отдела архитектурного хулиганства «МД».
Фото: «Молодежь Дагестана».
Читайте также:
«Не нравится – переезжай!». Репортаж с публичных слушаний в Каспийске о переименовании улицы Мира в улицу Сталина + ВИДЕО
Как активисты движения «Город наш» защищают Махачкалу от застройки
В Махачкале открылся Урбанистический форум
Суд снял арест с квартиры брата Раюдина Юсуфова
Свадебный стрелок проведет в колонии 10 месяцев
В Агентстве по предпринимательству и инвестициям новый руководитель
Самолеты «Победы» свяжут Махачкалу с Анталией
«Победа» увеличит минимальную стоимость провоза багажа
Роспотребнадзор потребовал закрыть банкетный зал «Лейла» в Дербенте
Болельщики «Динамо» напали на зрителей, поднявших баннер в поддержку «Анжи»
Правозащитник назвал «безумием» намерение назвать улицу именем Сталина
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta