«Если что-то пойдет не так – это будет на вашей совести», — бросил мне вслед один из мужчин на территории Джума-мечети в Дербенте. Ашура, или Шахсей-вахсей, – многовековая традиция, которую соблюдают шииты по всему миру, стараясь хранить некоторые моменты в тайне от посторонних глаз.
Название обряда «Шахсей-вахсей» происходит от персидского «Шах Хусейн, вах Хусейн» — «царь Хусейн, ах Хусейн». Позже трансформировалось в «Шахсей-вахсей».
В 680 году в иракском городе Кербеле произошла битва. Внук пророка Мухаммада имам Хусейн отказался признать Язида — второго арабского халифа из династии Омейядов. Имам и 71 его сподвижник, в числе которых было немало его родственников, погибли в неравном бою против 30-тысячного войска Язида. Имаму Хусейну отрубили голову, а его брату Аббасу – руки. С тех пор шииты отмечают траур по мученикам.
Около 30 тысяч жителей Дербента исповедуют шиизм. С наступлением темноты мужчины, женщины и дети, облаченные в черное, собираются на улицах магалов. Тут уже горят костры, на специально установленных к этому дню больших экранах транслируют скорбные проповеди. На головах многих мужчин – узкие ленты с арабской вязью. В 12 шатрах (по числу имамов), расположенных на узких улочках, можно угоститься традиционными блюдами – кашей из 12 злаков и бобовых (тоже по числу имамов), подслащенной водой с лепестками роз. Она символизирует кровь мучеников. В одном из шатров – макет, где изображены самые трагические моменты битвы при Кербеле.
Мужчины, в основном молодежь, выстраиваются в колонны. Идущий во главе нараспев читает скорбные строки на азербайджанском языке. Остальные подпевают ему и в такт ударяют себя ладонью в грудь – так шииты выражают скорбь по имаму Хусейну. Вокруг траурной процессии быстро собираются люди. Мужчины подходят ближе, женщины стоят чуть поодаль. В руках мужчины несут черные и красные стяги, другие – шесты со знаком раскрытой ладони. Этот символ в шиизме называется «алям», у иудеев — «хамса». Пальцы означают пророка Мухаммада, его дочь Фатиму, ее мужа Али и их детей — Хасана и Хусейна. По другой версии, алям – это руки Аббаса, которые были отрублены во время сражения в Кербеле. На сам шест женщины повязывают платки, произнося молитвы. Вскоре он становится похож на кокон.
На лице пожилой женщины, только что повязавшей платок, слезы. Здесь говорят, что скорбь по имаму Хусейну для многих сильнее, чем скорбь по своим близким.
Колонна ширится и удлиняется, заполняя магалы. Удары ладоней становятся интенсивнее, голоса скорбящих – громче. На последнем повороте к Джума-мечети люди делают остановку. Сотни человек проходят рамки металлоискателей и только после этого попадают на территорию мечети. Вдоль стены выстроились мужчины, держащие шесты с алямами, около них толпятся женщины и дети. Людская толпа медленно течет по двору. Ощущение, что перенесся на несколько веков назад в какую-то арабскую страну. Желтый свет фонарей добавляет мистики и загадочности всему происходящему. Женщины пробираются к отведенной для них части мечети, но места внутри уже нет, поэтому рассаживаются прямо на полу на улице. Мужчины собираются в центре двора, гул голосов усиливается. Резкий выкрик одного из «запевал» — и вверх устремляются красные флаги.
— Здесь нельзя снимать, уберите камеру! Отойдите! – молодой парень решительно настроен. – Почему? Просто нельзя, и всё!
Около меня и моих провожатых быстро собирается толпа. Мужчины отходят от меня для разговора, через несколько минут получаю «добро» на съемку. Но уже поздно. Коллективное действо закончилось. Часть мужчин устремляется в мечеть, другие остаются на улице.
Двери домов в магалах открыты нараспашку. Сегодня в каждом доме поминают имама Хусейна, угощают всех желающих. Считается, что в ночь, когда мученически погиб имам и его сподвижники, нельзя спать. Люди оплакивают его практически до утра.
Раньше в знак скорби мужчины проводили обряд самобичевания — Шахсей-вахсей. Кинжалами делали небольшие надрезы на голове, желая почувствовать немного боли, которую испытывал Хусейн, хлестали себя металлическими цепями. Сейчас это не практикуется, поскольку запрещается шиитским духовенством.
А на следующий день траурная процессия вновь растягивается по улицам, периодически делая остановки. Во время одной из таких пауз в небо выпускают белых голубей — символ чистоты и непорочности мучеников. Около Джума-мечети мужчины останавливаются, пропуская вперед женщин. Сегодня состоится церемония «похорон имама Хусейна». Съемка строго запрещена, об этом предупреждают, правда, только по-азербайджански. Траур завершится на сороковой день, который называется арбаин. Миллионы шиитов со всего мира в этот день стекаются в Кербелу, где похоронен имам Хусейн, чтобы принести дань уважения внуку пророка.
Анастасия Расулова. Фото — автора
Читайте также:
Модное покрытие. Какой может быть мусульманская женская одежда
Время собирать камни. Гамсутль страдает от вандалов
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta