Гамсутль страдает от вандалов, которые понимают это выражение слишком буквально
Со старинной арки на одной из главных улиц заброшенного села Гамсутль в Гунибском районе неизвестные украли камни с «живой историей», как говорят специалисты. У камней, правда, нет правового статуса: официально они не представляют культурной ценности.
В старинном селении Гамсутль два объекта культурного наследия: башня и дом-башня. Сам аул официально не представляет культурной ценности.
«Там всего два объекта культурного наследия, вокруг них действует защитная зона 200 метров, так как предмет охраны не определен, — сообщила «Молодежке» Наида Алиева, эксперт отдела агентства по охране культурного наследия Дагестана. — По идее 400 метров – это почти все село. Администрация района должна была там установить информационные надписи о том, что это объекты культурного наследия. Закрывать и охранять территорию аула мы не можем, а только требовать установить надписи, предупреждающие об ответственности. Мы всем муниципалитетам об этом рассылали письма и сейчас тоже этим занимаемся».
«Вы понимаете, кто-то же снял камни с арки. Циркульная арка – позднее явление для Дагестана, это 19-й век, но там есть замковый камень. Если верхний камень убрать, вся арка может рухнуть, — объясняет начальник отдела агентства по охране культурного наследия Дагестана Абдулмажид Абашилов. — Врата делали тщательно – в известковом растворе, это спасает. На этих камнях не только узоры. Над воротами были надписи такого характера: предок такого-то. У кого-то десять предков, у кого-то – 15, у кого-то – 20. Надписи делались на могильных плитах, стелах и на плитах над воротами, это как бы живая история».
А башни, представляющие культурную ценность, полуразрушены и превращаются в руины, их практически нельзя восстановить. Единственное, что можно реконструировать, – дом последнего жителя Гамсутля Абдулжалила.
«Башни можно воссоздать, — говорит Абашилов, — но это крайний случай, когда есть объективные возможности, для того чтобы их воссоздать. Одна башня – на метр где-то над землей торчит, другая – тоже развалина. Дом можно сделать еще, он — поздний».
Ходить по Гамсутлю небезопасно – но об этом пока нет никаких предупреждающих табличек для туристов.
«Информационную надпись и все остальное должен делать собственник. Но если никто не будет делать, придется нам самим. Единственное, МЧС может туда вмешаться, например, сказать: «Друзья, отсюда никто не будет ходить, потому что камни могут упасть сверху». Мы хотим там информационное панно сделать. Может быть, туристы подумали бы, прежде чем туда идти. Они туда идут, как на полосу препятствий, представляете? Им нужна сенсация, делают селфи и размещают у себя в соцсетях. Туристы приходят, смотрят с птичьего полета, как хорошо, какие скалы, а не понимают, что один пошел, второй пошел, третий пошел, но тропа-то не железная, камни продавливаются и уходят вниз. Посещение Гамсутля сегодня граничит с варварством», — резюмировал Абдулмажид Абашилов.
Вопрос по регулированию туристического потока пытается общественная организация селения Гамсутль «Возрождение». Помощник председателя организации Арсен Билалов рассказал, что необходимо упорядочить отношения с турагентствами, но вести контроль над ними выходцы из села не могут: нет юридических прав.
«Никто не реагирует на проблему села, кроме наживы и заработка денег, никого ничего не волнует. Хотелось бы собраться с общественностью и турагентами и определиться о регламенте посещения села, как-то ограничить все на законодательном уровне. Но для этого нужно, чтобы Гамсутль обрел какой-то статус», — объясняет он.
Внутри села нет организованных туристических маршрутов, и туристы, в основном местные, по наблюдениям Арсена, «лазают, где им угодно».
«Я видел, как они поднимаются на эти стены, которые обваливаются потихонечку, но это их не интересует. Они заходят в старые хижины, красками пишут на стенах свои имена. Этим занимаются местные, дагестанские, ребята. Приезжие из других регионов, когда спускаются, говорят местным жителям: «Почему вы допускаете, чтобы были нецензурные надписи в домах?». Они приезжают семьями и не хотят видеть такого. А закрыть село мы самовольно не можем, потому что юридически не имеем права. Мы можем закрыть хижины своих дедов, каждый дом закрыть, но они же через крыши залезают. У входа в село есть таблички, на которых мы просим не мусорить, ходить по главным улицам, не залезать на аварийные дома, но не всем это указ или наказ. А туроператоры не согласовывают ничего с местными жителями», — сетует Билалов.
В июле он написал два письма на имя руководителя администрации главы Дагестана Владимира Иванова с просьбой посодействовать в придании селу статуса культурного или исторического центра. Никакой реакции, кроме отписок, организация, по словам Билалова, не получил.
«Первое обращение написали главе Гунибского района, он никак не среагировал. Администрация главы республики вроде обратилась в министерства. Но это носило рекомендательный характер. Типа, просим вас обратить внимание на это обращение – и все. И никто из министерств внимания не обратил. А я писал, что ломают двери, пишут на стенах – о всех актах вандализма».
Представители общественной организации участвовали в молодежном форуме «Машук-2019» с проектом по возрождению Гамсутля.
«Этот проект предполагает строительство маленьких туристических домиков, гравийной дороги к туристической площадке в новом Гамсутле на пути восхождения к старому. Площадка будет строиться где-то на середине дороги между новым и старым селом, чтобы туристы могли остановиться, перекусить, переночевать. Вы сами понимаете, в жару подниматься по крутому склону сложно, очень много тропинок аварийных, которые проходят по обрывистым местам, поэтому нужно выложить дорожку, отремонтировать родники, создать навесы, установить скамеечки», — рассказал Билалов о проекте.
Молодежь, участвующая в проекте, не дожидаясь результатов форума, ремонтирует тропинки, реконструирует родник, накопители воды, навес над накопителем. «Даже при неблагоприятном исходе оценки проекта, все равно это наше село, мы делаем это своими силами», — говорит представитель «Возрождения».
На вопрос, что думают жители села по поводу кражи камней, Билалов сказал, что они себе такое представить не могли.
«Это не могли сделать местные наши сельчане, им это не нужно, камням много лет. А предки живут рядом, в соседнем селе Чох-Коммуна, – им незачем снимать камни. Это не сделали и приезжие: все, кто приезжает из России, очень аккуратные, осторожные, даже дотрагиваться боятся. Это, скорее всего, кто-то из Дагестана, Северо-Кавказского округа. Потерпевшие – внуки, правнуки — живут в Каспийске. Слышал, что они возмущены».
По его словам, жители села обратились в правоохранительные органы: «Односельчане написали письмо в райотдел, на имя начальника полиции Гунибского района, участковый приходил, смотрел».
Однако начальник полиции Гунибского района Махмуд Рамазанов сказал «Молодежке», что заявление никто не подавал, но они по собственной инициативе зарегистрировали происшествие, узнав о случившемся.
«Заявления не было. На данный момент опрашиваем свидетелей, устанавливаем, чей дом. Хозяина же нет, там одни руины. Как квалифицировать? Гамсутль не представляет культурной ценности, поэтому это будут просто камни», — сообщил Рамазанов.
Что означают символы и надписи на украденных из Гамсутля камнях
«По краю – однолинейный овальный ободок. В центральной части поля – надпись в две строки, обрамленная картушем, — описывает в своей статье историк-арабист Хулата Омаров. — По форме картуш представляет собой шестиконечную звезду, составленную из двух перекрещивающихся треугольников, из которых один расположен основанием вниз, другой – основанием вверх. В середине картуша, во внутреннем растянутом шестиконечнике помещена надпись, которая состоит из имени владельца печати (в верхней строке) и традиционной для мусульманских печатей краткой формулы, выражающей покорность Аллаху (в нижней строке). Надпись читается снизу вверх: «Раб его (Аллаха) Шамуйил».
В двух малых треугольниках (в нижней части картуша), расположенных под этой надписью, выставлены две пары цифр (соответственно 12 – в левом от зрителя нижнем треугольнике, и 61 – в правом), образующие дату изготовления печати, т.е. 1261 (1845) год. Вдоль овального ободка и в шести внешних оттисках вне картуша выведена круговая надпись, исполненная курсивным почерком и в нескольких точках сливающаяся в картуше. В этой круговой надписи упомянуты имена широко почитаемых в мусульманском мире «семи спящих отроков» Йамлиха, Максалина, Маслина, Марнуш, Дубарнуш, Шазнуш, Кафштатийуш и их верной собаки Китмир.
При исследовании данной печати необходимо уделить особое внимание функциональной семантике ее двух компонентов – картуша и круговой арабографической надписи.
Выше уже отмечалось, что картуш имеет форму гексограммы – шестиконечной звезды, составленной из двух перекрещивающихся треугольников. Геометрическая фигура указанной формы и конструкции, как известно, является древнейшим магическим знаком с широким ареалом распространения. Этот знак входит в основной фонд важнейших графических символов ряда религиозно-магических систем древности и средневековья, в том числе системы мусульманской. В исламской традиции (вслед за традицией христианской) гексограмма обычно связывается с библейским Соломоном (коранический Сулейман) и в числе «семи магических знаков» графически символизирует т.н. «печать Соломона», пользующуюся репутацией сильнейшего оберега и талисмана».
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Ценный, но невыгодный. Гамсутль может стать жертвой вандалов
Патимат Тахнаева: Сомневаюсь, что в Хунзахе похоронили настоящие останки Хаджи-Мурата
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta