Школьные каникулы в разгаре, но выпускникам некогда отдыхать – они вовсю готовятся к сдаче Единого госэкзамена. Пробные варианты по разным предметам школьники пишут на протяжении всего учебного года. А уже в конце мая начнутся настоящие экзамены, по итогам которых выпускники смогут поступить в вузы. Если сдадут их. ЕГЭ – источник стресса не только для самих школьников, но и для их родителей. Объясняем, почему, тем, кто еще не проходил через это.
Что почем?
Патя, ученица одной из махачкалинских школ, хочет стать врачом. Но чтобы поступить учиться в профильный вуз, нужны высокие баллы по ЕГЭ. Готовиться школьница начала несколько лет назад.
«Хочу поступать на лечебный факультет, а со специальностью пока еще не определилась. Сдаю биологию и химию на выбор и русский и математику обязательно. Чтобы сдать математику и русский, я считаю, достаточно школьных знаний. А вот профильные предметы лучше учить еще дополнительно, с репетитором», – рассказывает девочка.
Почти каждый день после школы девочка занимается дополнительно. Ни на что другое времени практически не остается.
«Два раза в неделю я хожу к репетитору по химии, занятия по два с половиной часа. Потом занимаюсь биологией, смотрю вебинары, они тоже занимают примерно столько же времени. Начинаются в 18:30 – и до девяти вечера. Промежутков между занятиями хватает только на то, чтобы переодеться и поесть. Домашними делами меня стараются не нагружать. От репетиторов заданий достаточно. А учителя в школе не задают много – понимают нашу занятость. Времени на отдых остается немного», – говорит Патя.
В ее классе учатся 18 человек. И практически все они готовятся к ЕГЭ так же, как она.
Мама Пати объясняет, что на подготовку уходит не только все время ребенка, но и семейные финансы:
«Мы только по трем предметам занимаемся, у нас выходит 25 тысяч рублей ежемесячно. С девятого класса. Третий год… Онлайн-занятия до подорожания курса в месяц стоили 4-5 тысяч рублей (по три занятия в неделю). Это еще по-божески. Я слышала, что университетские преподаватели берут по полторы тысячи за занятие».
Сын Мадины Тимур сейчас студент второго курса. Последний год учебы ребенка в школе она вспоминает, как страшный сон.
«По идее, в школе должны были создаваться бесплатные группы по предметам, где учителя готовили бы к ЕГЭ. Но этого не сделали. В итоге русский язык и литературу он сдал без репетиторов, по остальным предметам год ходил заниматься. На один предмет 500 рублей в час выходило. У нас это математика, история и общество. От английского пришлось отказаться. Они просили по 1500 рублей за занятие, потом как для «своих» – по 1000. Три занятия в неделю по каждому предмету в течение года. А если бы еще и по русскому и литературе? А самое смешное, что потом и базовую математику в тот год отменили. Выходит, зря потратились на репетиторство», – вспоминает Мадина.
Патя из поселка Шамхал-Термен тоже хочет стать доктором. Сейчас девочка усиленно занимается подготовкой.
«Моя дочь готовится к биологии, ездит на допзанятия в ДГУ, по 700 рублей за урок, – рассказывает ее мама Хадижат. – По химии мы покупали вебинар, еще она ходила к своему учителю школьному по химии. В ДГУ химия – 1000 рублей.
Математику дочь учит в школе с учительницей. Сейчас программа сложная, учителя иногда сами говорят, что такое они проходили на 3-4 курсах в университетах. Учителя берут по 300 рублей за занятие.
Химия, русский – тоже 300.
Стоимость вебинаров разная, зависит от их длительности и уровня. К русскому языку так сильно нам готовиться не пришлось. Классный руководитель – учитель по русскому, очень хорошо их готовит, почти у всех высокие баллы».
Сама девочка считает, что поступить без дополнительных занятий можно, но только «надо быть слишком умным». Из десяти одноклассников Пати лишь двое будут пытаться сдать ЕГЭ, рассчитывая только на школьные знания.
«Учеба в школе после девятого класса – потерянные годы»
Впрочем, родителей выпускников в школах честно предупреждают о том, что достойно сдать ЕГЭ без дополнительных и весьма немалых финансовых и временных затрат у детей почти нет шансов.
«У нас было родительское собрание по поводу ЕГЭ. У родителей возник вопрос: почему дети должны ходить к репетиторам? У меня ребенок идет на медаль. Почему, если в школе она учится хорошо, мы должны еще дополнительно заниматься для сдачи ЕГЭ? Нам объяснили, что программы разные. Стандарт ЕГЭ не совпадает со стандартом минобра и школьной программой. В школе есть как факультатив подготовка к ЕГЭ: бесплатно раз или два в неделю учителя должны посвящать время этому. Но школьная программа не совпадает с этими заданиями. Нельзя сказать, что школьных знаний недостаточно. Просто это разные вещи. Они не изучают это все там.
Почему так? Это вопрос к минобру и минпросвещения. Одни печатают эти ЕГЭ, а другие – школьную учебную программу. И между собой они не связаны, не советуются, не контактируют никак. А дети страдают. И родители тоже», –возмущается Айшат.
По мнению женщины, учеба в школе после девятого класса – впустую потраченное время.
«Мы очень пожалели, что дочь не ушла после девятого класса, послушали ее: «мои подружки, мои девочки, мои учителя». Это потерянные годы. Лучше посвящать их допзанятиям, вебинарам. А смысла в школе нет – туда-обратно ребенок ходит, полдня теряет, без сил возвращается, отсыпается, потом начинает заниматься. Либо оттуда же бежит к репетитору.
Еще и с ними сложно бывает договориться, не всегда удобно по времени. Дочь вынуждена бывает либо попозже идти, либо сразу после уроков. Без отдыха и еды. Какая тут концентрация внимания?» – говорит Айшат.
Эмма Ахмедилова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе каспийской гимназии №11, преподаватель истории и обществознания. Она тоже уверена, что самостоятельная попытка сдать ЕГЭ на высокие баллы практически всегда обречена на провал.
«Без допподготовки это нереально. Даже если ребенок учится только на одни пятерки по предмету, все равно навыки работы с тестами, с определенными заданиями у него должны быть. Если даже не репетитор, то онлайн-занятия, а это опять репетиторство.
Я и старшим классам преподаю, и репетиторством занимаюсь уже больше 20 лет. Есть те, кто, скажем так, пытается рассчитывать на свои силы, и не всегда это удачно. 90 процентов – это фиаско», – рассказывает Ахмедилова.
Причина – уже озвученные различия в школьной программе и вопросах ЕГЭ.
«У школы есть учебная программа, которая должна соответствовать направлению образовательного учреждения. А ЕГЭ – это узкая, углубленная подготовка к конкретному предмету. В школе из-за большого количества материалов и небольшого количества часов по предметам у учителя нет возможности полностью подготовить ребенка к ЕГЭ. Поверхностные знания он дает. Поэтому родителей выручает только репетиторство».
С ней согласна и учитель общества и географии одной из частных школ Махачкалы:
«Как сказал мой ученик, – он сейчас в Высшей школе экономики учится: «Вы научили нас получать знания, мыслить, вы научили нас сидеть, заниматься». В школе что самое главное? Чему надо научить детей? Мыслить. Особенно сейчас, когда актуально такое понятие, как «функциональная грамотность». Без нее практически невозможно жить. Вот этому и учим. А материал для подготовки к ЕГЭ – он просто не умещается в школьную программу. Во-первых, часов мало, во-вторых, он огромный. Ну и предметы, такие как химия, биология, та же самая история, – они все время пополняются. Это прогрессивные, авангардные науки, и они не стоят на месте. С каждым годом все больше и больше знаний и, соответственно, требований. Ну и, конечно же, без помощи репетиторов невозможно. Без помощи можно сдать базовые математику, русский язык. И то если все время заниматься, стараться».
Анастасия Расулова
Читайте также Чего хотят дагестанские школьники. И их родители