На прошлой неделе министр образования и науки Дагестана Яхья Бучаев на сессии Народного собрания республики выступил с развернутым докладом о ситуации в сфере образования. Он высказался об очередях в детские сады, ветхих и аварийных школах, организации противопожарной безопасности и горячего питания в образовательных учреждениях, преподавании родных языков и истории Дагестана и многом другом.
«Молодежка» решила узнать у школьников и их родителей, какой они видят современную школу.
Мнение родителей
«Уменьшить количество детей в классе. Второе – чтобы иностранные языки преподавали носители или хотя бы те, кто проходил какую-то практику в англоязычных странах. Чтобы реально были результаты, а не вот эта пародия. Зарплаты учителям надо поднять, и тогда уже отдача будет другая», – убеждена Альбина, мама семиклассницы.
Было бы неплохо уделить побольше внимания внеклассным мероприятиям, считает Николай, папа восьмиклассника.
«Раньше в школе новогодние вечера с музыкой были, и 8 марта, и 23 февраля отмечали. А с пандемией всё поменялось. Практически нет культурно-массовых мероприятий. Детей пора по вузам водить – показывать заведения разных направлений, чтобы интерес у кого-то появился к той или иной области знаний», – предлагает он.
«Если начать с младшей школы, тут надо сказать про самый «любимый» предмет –«окружающий мир», – высказывается Гоар, мама двух школьников. – Нескончаемые проекты, которые рассчитаны явно не на ребенка. Основную работу должен сделать родитель, и для этого в каждой семье нужно иметь принтер, желательно цветной. Если ребенок пишет от руки и рисует картинки, говорят прямо – нужно распечатать.
Самое ужасное в средней школе – то, что нет преемственности: тот же русский язык и та же математика, методы решения и способы записывания задач в средней школе резко меняются. И детям, которых четыре года учили делать именно так, говорят: «А сейчас так нельзя писать», – и за это снижают оценки.
Дальше детей буквально «кошмарят» этими ОГЭ и ЕГЭ. Да, я понимаю, что это экзамен, но когда ребенку постоянно говорят: «Ты тупой, ты не напишешь», – он и не напишет.
Что касается предметов… Физкультура три раза в неделю в старшей школе, когда математика – всего два раза! Я понимаю, что для общего развития нужны и музыка, и рисование. Тут вообще метания. Если на музыке дети пишут тексты и учат биографии композиторов и в глаза не видели и не слышали ни одного инструмента, то на рисовании они в шестом классе уже рисуют портреты! И за это выставляют оценки, которые влияют на средний балл. Мое мнение – по рисованию, музыке и физкультуре оценки ставить не должны: не все у нас спортсмены и художники».
«Хочется объективной оценки знаний, а не так, как сейчас: одним рисуют, с других три шкуры сдирают, – отмечает Мадина, мама шестиклассницы. – Не разрешать учителям вести уроки у собственных детей. Проверять их на профпригодность, причем не только в вопросе знания предмета, но и психологической готовности, отношения к детям.
Мало внеклассных мероприятий. Всё упирается в финансы родителей.
Нет возможности выбирать предметы по интересам. Ладно, до девятого класса общие знания, но потом хотелось бы, чтобы дети изучали то, чем решили заниматься в дальнейшем».
Мнение школьников
«Свободная форма одежды и целые стулья. Чтобы нам разрешали одеваться, как мы хотим. И чтобы стульев хватало на всех, и они не были косыми и кривыми», – Залина, 11 лет.
«Чтобы разрешали ходить с распущенными волосами и не такой строгий дресс-код. Нормальные туалеты. У нас он один на всю школу для детей от шестого класса и старше, и то в нем света нет. А еще чтобы на уроке труда был оборудованный кабинет. По книге научиться шить на швейной машинке невозможно», – Алена, 12 лет.
«Меня всё в школе устраивает. Но хотелось бы изучать астрономию. Ну, и чтобы суббота выходным днем стала. И наконец в первую смену ходить», – Дима, 13 лет.
«Я хочу, чтобы на технологии мы не лепили, а делали что-то из бисера. И чтобы урок ИЗО шел два часа. Чтобы не было третьей и второй смены, а только первая. И нас возили в музеи. Мы ни разу еще никуда не ездили с классом», – Зарина, 9 лет.
«Считаю, что в школах нужно провести проверку учителей на знание собственных предметов с современной точки зрения.Среди учителей нередко встречаются те, что не знают или им не хватает знаний в своей сфере преподавания: устаревшие выражения в иностранных языках, учителя информатики, не знающие программу, устаревшая или неточная информация по многим предметам.
А еще нужна проверка на компетентность учителя в плане взаимодействия с учениками. Это происходит нечасто, но некоторые ученики подвергаются буллингу со стороны учителей даже больше, чем со стороны сверстников: многочисленные публичные или личные унижения; обсуждение положения семьи ученика с его одноклассниками, нарушение границ отношений учитель – ученик и так далее, продолжать можно долго», – старшеклассник, пожелавший остаться анонимным.
Анастасия Расулова
Читайте также «Очень неудобно постоянно говорить про последние места»