Как молодой дагестанец строит свою шоколадную империю
Ибрагиму Алиеву – 24, но бизнес-опыта и энтузиазма молодого дагестанского предпринимателя из высокогорного агульского села хватило бы на нескольких человек. К 20-ти годам Ибрагим перепробовал разные предпринимательские проекты, но решил остановиться на шоколаде. Сегодня он занимается производством шоколада и шоколадной пасты. О планах стать номером один в своем деле начинающий бизнесмен рассказал «Молодежке».
«Мои самые большие враги – будильник и тот, кто говорит, что мне делать»
– Почему тебе пришла в голову идея начать делать свой шоколад, когда прилавки магазинов ломятся от сладостей и прочего продуктового разнообразия? И была ли уверенность, что твой продукт станут покупать?
– Я родом из села Тпиг Агульского района. Окончив школу в 2015 году, я приехал в Махачкалу учиться, и с тех пор шоколадный бизнес у меня по счету уже седьмой бизнес-проект. Я все время что-то делал, пробовал и в итоге начал заниматься шоколадной пастой.
– Собираясь запускать бизнес, предприниматель ищет пустующую нишу. Шоколадная же ниша уже давно не пустует… Все-таки почему именно шоколад?
– В детстве нам мама все время говорила, что в шоколадках содержится химия, что это не очень полезно. Поэтому я решил делать пасту, шоколад без химии и вредных добавок. Но в том, что наш шоколад будет продаваться, уверены мы, конечно, не были.
– Не будучи уверенными, что это точно будут покупать, как ты решился вкладывать в это деньги?
– Мои самые большие враги – это будильник на семь утра и человек, который говорит мне, что я должен делать. Меня мотивировало именно это – я не хотел работать на кого-то, поэтому начал создавать свое дело.
– Много ли финансовых вложений требует шоколадный бизнес?
– Изначально это были совсем небольшие деньги. Большого стартового капитала у меня не было. Мы начинали с малого, с небольших объемов и понемногу набирали обороты.
– Ты сказал «мы». Кто тебе вначале помогал?
– Родные. Сейчас в нашей команде шесть человек, не считая меня и моей семьи.
– А где ты начинал «варить» шоколад? У себя на кухне или где?
– У нас с самого начала был цех, он находится в горах, и производство наше размещается там. Хотим перенести производство в Махачкалу, но примерно еще год оно будет в Тпиге.
«Вау-оборотов у нас пока нет, но на хлеб с сыром хватает»
– На сегодняшний день о каких оборотах идет речь? Читала, что вы представлены в нескольких городах Дагестана и даже где-то за пределами. Где вас сегодня можно купить?
– В Махачкале, Каспийске, Буйнакске, Астрахани, Москве. В основном там. Есть планы в следующем году выйти на Чечню и Ингушетию.
– Вас закупают мелкие частники или речь идет о крупных сетях?
– Мы в основном работаем именно с сетевиками типа «Зеленого яблока», «Фаршера», «Панорамы».
– А как это происходит? Вы приходите и предлагаете свой товар или на вас сами выходят?
– 50 на 50.
– А покупают хорошо?
– Первые два года было очень тяжело, было много остатка, так как наша продукция без химии и срок годности у нее маленький – всего шесть месяцев. Но с каждым годом оборот растет.
– Интересно, как вы выстраиваете логистику. Вы производите пасту и шоколад в Тпиге и везете оттуда уже в место назначения или продукция до реализации хранится в Махачкале?
– Сырье мы обычно закупаем с запасом, чтобы оно всегда у нас было. Заказы получаем на электронную почту и, произведя их, привозим в Махачкалу – здесь у нас есть склады. Здесь же мы фасуем товар, клеим самоклейки и дальше отправляем по магазинам.
– Возникают ли проблемы с сырьем? Легко ли доставать качественные какао-бобы и другие ингредиенты? Где вы все это берете?
– Сейчас из-за санкций стало сложнее, но в основном проблем не возникает. У нас уже есть свои люди, которые поставляют нам сырье на специальных условиях. Банки нам отправляют из Ставрополя, шоколад – из Москвы, бобы – тоже. Фундук, например, покупаем в Дербенте, в Южном Дагестане.
– Ты сегодня можешь полноценно жить на средства, которые приносит тебе твое шоколадное дело?
– Как говорится, на сыр с хлебом пока хватает. Таких вау-оборотов у нас пока нет, но на жизнь – да, хватает.
– Но планы на вау-обороты все-таки есть?
– Да, конечно! У нас очень хорошая обратная связь, мы получаем много отзывов в соцсетях, люди хвалят, пишут, что наша паста очень вкусная. На следующий год мы запланировали выпустить десять видов продуктов –шоколадную пасту, плитки, фундук в шоколаде, миндаль в шоколаде и т.д. Нам есть куда развиваться.
Из стоматологии в производители шоколада
– Ты сказал, что шоколад – это твой уже седьмой бизнес. А что было до этого?
– Электроника, телефоны, хлеб без вредных добавок… Что там еще было… Я даже уже и не помню (смеется). В общем, с 2015 по 2019 год я постоянно что-то делал, и на шоколаде, которым я занимаюсь с 20 лет, пока решил остановиться.
– Какое у тебя образование?
– Я сейчас учусь на втором курсе, изучаю право. До этого окончил стоматологический колледж.
– Стоматология – это же самое выгодное направление сегодня! Ты мог бы на этом хорошо зарабатывать и без всякого шоколада!
– Скажу честно, я не хочу этим заниматься. И интереса к зубам тоже у меня сегодня нет. К тому же это такая работа, где нужно постоянно сидеть, монотонно делать одно и то же. Такое мне не нравится.
– Душа требует шоколада? Но погоди, зачем тогда ты снова поступил, если решил связать свою жизнь с бизнесом?
– Я просто хочу получить высшее образование.
– А кем ты себя видишь через десять лет?
– К этому времени мы хотим по шоколаду и пасте стать первыми в России. Иншалла. Мы хотим работать, развиваться, у нас серьезные планы.
– Что сегодня самое сложное для вас в бизнесе?
– Да вроде уже и нет каких-то больших сложностей. Первое время было сложно выйти на какие-то супермаркеты, чтобы они согласились взять у нас продукт. В Дагестане с этим большие проблемы. В нашей республике достучаться до них бывает тяжело. Но у нас есть бизнес-сообщество – БИСОМ. Не знаю, слышала ли ты о нем, но оно очень помогает предпринимателям.
– Конечно, слышала и с председателем этой ассоциации Абдулхакимом Пахрутдиновым знакома. Как раз хотела спросить, что тебе дает членство в БИСОМе.
– Ассоциация очень помогает. Лично мне она дала очень много, особенно председатель БИСОМа Абдула Саидович мне очень помог, в том числе выйти на торговые сети. Я этому человеку очень благодарен за то, что он делает для нас, молодых предпринимателей. В Дагестане это очень важно и нужно.
«Наш самый большой конкурент – Nutella»
– Конкурентов в шоколадном бизнесе, я так понимаю, немало…
– Да, конечно. Самый большой наш конкурент – всем известный бренд Nutella. Но им уже 55 лет, если я не ошибаюсь, а нам только четыре года.
– Nutella – достаточно дорогой продукт. Ваша «nutella» – дешевле?
– Да. Если брать баночки одного объема в «Зеленом яблоке», наша шоколадная паста будет дешевле на 50-55 рублей.
– При том, что вы используете исключительно натуральные ингредиенты…
– Да. Мы работаем только с качественным сырьем, не добавляем в свою продукцию пальмовое масло. Используем сливочное. Это обходится дорого, но за качество надо отвечать.
– У меня последний вопрос к тебе. Что значит Umbalife?
– Изначально мы назывались Chocolife, но потом забрендировали название, логотип и стали называться по-другому. Umbalife значит «жить в шоколаде».
Бэла Боярова
Читайте также На урбече. Как в 18 лет встать во главе семейного дела и преуспеть в нем
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»