Как дагестанка поймала в Заполярье необычайное явление природы
Северное сияние принято считать одним из самых красивых и загадочных феноменов в природе. Оттого желают увидеть его любители путешествий со всего мира. Но, даже добравшись до заветного полюса, увидеть сияние везет не всем. Психолог и журналист из Дагестана Майя Фаталиева ловила северное сияние и… поймала. Как это было, она рассказала «Молодежке».
«Глядя на фото туристов, я думала, что это фотошоп»
– Когда увидела у тебя в сториз северное сияние, была рада за тебя, но не от всего сердца. Как впечатления? На что это похоже? И долго ли ты вынашивала идею полететь на Север?
– Ты была рада за меня не от всего сердца, а от всего сердца и души? (Смеется.) Решила подарить себе на день рождения северное сияние и рванула в Мурманск. Ну а если серьезно, я некоторое время назад поняла, что, если ты умеешь радоваться, восхищаться тем, что есть у другого, и ты этого бы тоже хотел, значит, у тебя это будет. Ты не можешь хотеть того, на получение чего у тебя нет способности. Вот я, например, увидела месяц назад рекламу северного сияния на одном сайте, с яркими фото счастливых туристов, и они настолько порадовали меня, пробудили желание тоже посмотреть на это своими глазами, что я тут же купила билет в Мурманск. Все решилось в считанные минуты.
Сияние превзошло все мои ожидания! Глядя на фото туристов, я думала, что там фотошоп и все такое. А на деле, когда я сама это увидела, то подумала… Нет, не подумала – были одни эмоции, вау-эффект. Так что это ни на что не похоже. Природа в своих произведениях никогда не повторяется. Только эксклюзив.
– Ты сказала, что подарила северное сияние себе на день рождения. При этом часто слышу, что у многих в списке желаний – увидеть его. Что нужно знать, к чему быть готовым, прежде чем собраться туда?
– Да, северное сияние я подарила себе на день рождения. Круто звучит, правда? Я уже давно практикую такое – дарить себе что-то необычное в этот день. Правда, сложность в том, что такой подарок не может быть сюрпризом, но зато всегда точно угадываю! У меня есть список желаний, но северного сияния в нем не было. Все, как я уже сказала, произошло спонтанно.
А готовым нужно быть к тому, что, пока вы будете гнаться за сиянием с 22:00 до 3:00, можно отморозить себе все на свете. В Мурманске коварная зима. Ты не ощущаешь холода, а потом вдруг в машине постепенно размораживаешься и понимаешь, что был практически парализован.
– Северное сияние – это не круглогодичное явление, увидеть его можно только в определенное время. В какие месяцы, дни лучше лететь туда?
– На том самом сайте с рекламой рекомендовали лететь ловить северное сияние с октября по февраль. Но даже тут есть свои особенности. Все зависит от погоды: солнечный ли день, и так далее… Ведь, по сути, это процесс соединения частичек солнечного ветра с молекулами атмосферы Земли, когда первые проникают в магнитное поле нашей планеты.
Туристы, с которыми я поехала в ночь на 20 февраля в «экспедицию», бурно обсуждали наши шансы увидеть сияние. Кто-то переживал, потому что их друзьям так и не удалось увидеть это явление, и они уехали разочарованными.
Но я никогда ничем таким не занимаюсь. Солнце, ветер… Это же природные явления, как и само северное сияние. Но мне, кстати, с этим делом всегда везет. Как мне сказал администратор отеля в Каппадокии в прошлом году, когда мне также повезло зимой с погодой и я полетала на воздушном шаре, «солнце с тобой».
Удача и в этот раз была со мной. В ту ночь случилась ярчайшая вспышка полярного сияния. И даже если бы она не случилась, природа на севере такая прекрасная, сказочная, что впечатлений и так было вагон и маленькая тележка.
– Расскажи, сколько нужно иметь при себе денег, чтобы отправиться туда. Насколько затратной может быть эта авантюра? Ты летела из Москвы…
– Начнем с того, что я принципиально не считаю расходов в таких своих краткосрочных поездках. Я заметила, что как только я начинаю что-то подсчитывать, рассчитывать, экономить на местной кухне (а в Мурманске, например, вкуснейшие местные морепродукты, которыми я просто объедалась на завтрак, обед и ужин), то происходит какая-то чертовщина. Все, что я так трепетно рассчитываю, летит в тартарары, и эти деньги я в любом случае теряю. Такой вселенский сарказм, знаешь. Поэтому, если я два или три дня в поездке, я ем разнообразную местную еду, беру интересные экскурсии, покупаю какие-нибудь сувениры, и это никак не сказывается на моем бюджете. Чем больше я трачу на собственные радости, тем больше потом могу зарабатывать. Это меня заряжает. Но в целом такой расклад: авиабилеты в пределах 10 тысяч рублей, отель – 12 тысяч, еда за два дня – примерно 8 тысяч (я объелась местными ежами, креветками, гребешками, краб стоит около двух тысяч, но его надо обязательно попробовать), экскурсии «Северное сияние» и «Териберка, край земли» – 10 тысяч. Плюс такси – около трех тысяч. Ну и варенья из морошки (местная ягода такая) накупила несколько баночек – около двух тысяч. Примерно так.
«Дальше Териберки ничего нет, это край земли»
– Ты прилетаешь. Приземляешься в Мурманске. Что происходит дальше? Где «показывают» сияние? В самом городе, за городом?
– Приземляешься, едешь в отель в Мурманске (обязательно в центре) минут сорок, заселяешься, идешь гулять по центру, искать кафе с местной кухней. По дороге фотографируешь местечковые памятники, например, посвященный грибу, – он меня развеселил. А ночью, в 22:00, за тобой приезжает микроавтобус, и вы едете минут тридцать дальше от Мурманска «охотиться» на северное сияние.
– Ты обмолвилась, что в Териберке снимали «Левиафан». Это кино называют депрессивным. Прониклась там звягинцевской хтонью? Поняла, почему режиссер снимал именно там?
– Да, гид нам уже по дороге в Териберку это рассказал. Потом показывал место, где снимали сюжет, в котором актер бросал камни в бутылки. И тот самый скелет из фильма видела… Наверное, это особенное место, как минимум потому, что дальше Териберки ничего нет, край земли… От этих слов, с одной стороны, мурашки, а с другой… есть в этом, знаешь, какая-то безвыходность…
– Что за кладбище кораблей ты там видела?
– Это из серии «мастерство заголовка». Так же как и «яйца дракона», «пирамиды», что тоже было в рамках той экскурсии. На самом деле «кладбище кораблей» – это несколько побитых, разломанных старых кораблей в огромном котловане, где можно сделать впечатляющие фото.
– Чуть ли не главный вопрос этого интервью: почему там шумело море? Мне представлялось, что на севере в это время оно должно быть замерзшим.
– Полнейший когнитивный диссонанс, потому что вообще-то минус 25 на улице, а рядом шум морской волны. Ты идешь по песчаному пляжу и тут же по хрустящему снегу, если отойти чуточку дальше от воды. Я скакала в воду, от воды… Песок, снег, снег, песок… По рассказам гида, вода в Баренцевом море никогда не замерзает благодаря теплому течению Гольфстрим.
– Что за камни ты оттуда привезла? (Да, я очень внимательно смотрела твои сториз.)
– Если бы я еще разбиралась в их названиях… На песке, разглаживаемые морской волной, эти камни были такими необычными и красивыми, казалось, я никогда ничего такого не видела – цвет и то, как они сияли… Но когда я их принесла в отель, высушила на подоконнике, оказалось, что они самые обыкновенные. Такими красивыми, как «дома», они уже никогда не будут. Природа точна в своих расчетах. И если она где-то эти камни разбросала, значит, это лучшее место для них. Буду использовать эти камни для психологических расстановок.
«Это лучшее, что я видела в своей жизни»
– Ты известна (мне уж точно) своей любовью к путешествиям и всевозможными приключениями во время этих путешествий. В этот раз они были?
– Любое путешествие уже само по себе — большое, загадочное приключение. Но бывают особенные казусы. В Мурманске, например, я решила, что лучшее время для посещения «Алёши» (памятник жертвам войны. – «МД» ) – это семь утра, пока никого нет. Оказалось, что в минус 30 там не только обычных посетителей нет, но даже самого «Алёши» может не быть. Кругом столько снега, что я еле шла, а еще так скользко… В общем, шла я к памятнику добрых 50 минут, но оно того стоило. Красота, конечно!.. А потом еще минут 20 ждала такси: в такой холод даже приложение «Яндекс» зависало. Позже таксист сказал, что сомневался, брать ли этот заказ, ведь в такое время и такую погоду нормальный человек не станет бродить в этом месте (смеется).
– Сравнивая со всем остальным, что ты видела до этого, можешь сказать, что северное сияние затмило все остальное?
– Да! На сегодняшний день это, безусловно, лучшее, что я видела в своей жизни. До этого этим лучшим была игра Юлии Стефанович на скрипке в Минске, а до того – рассвет в Каппадокии, который я наблюдала на воздушном шаре. Я строю свою жизнь так, чтобы таких вот «лучшее» было как можно больше и чаще в моей жизни, тогда получится, что каждый миг – лучший в жизни. А оно так и есть.
– У тебя есть теория (может, она не твоя, но ты ее придерживаешься), что человек должен уметь путешествовать один, и ты даже хочешь написать об этом книгу. Как психолог расскажи, почему это важно.
– Это важно хотя бы потому, что единственный человек в мире, с которым ты проведешь всю свою жизнь до последней секунды, – это ты сам. Поэтому лучше проводить с этим человеком больше времени, узнавать его ближе, радовать разными подарками, и тогда ты наверняка полюбишь этого человека, даже если раньше не любил или не знал, как это – любить себя. И только когда ты будешь любить и ценить себя (мы ведь всегда ценим того, в кого вкладываемся), ты сможешь по-настоящему любить и ценить других. И только таким тебя могут полюбить другие. Ты можешь быть интересен людям, только когда интересен самому себе.
Гид в Териберке спросил меня:
– А почему ты решила приехать сюда одна?
– Ну а когда я еще так успею? – отвечаю я.
– Э… В смысле? – останавливается гид в недоумении.
– У меня ограниченное количество времени жизни, вот и провожу его как можно чаще с самым близким для себя человеком – с собой.
Гид рассмеялся, а я вообще-то не шутила.
Бэла Боярова
Читайте также «Короля Ночи заказала одна журналистка»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»