Как дагестанская художница стала «Патимой Матрешки»
Если вы считали, что матрешки могут быть только русскими, то ничего подобного. Молодая дагестанская художница Патима Расулова семь лет назад расписала свою первую матрешку-горянку, а сегодня уже воплощает в реальность любой каприз клиента – от кубачинского пальтара до самого одиозного персонажа из «Игры престолов». О своих «хромающих» джигитах и любимых работах, которые не хочется отдавать заказчикам, Патима рассказала «Молодежке».
«Незнакомые люди стали просить сделать для них матрешек-горянок»
– Матрешками я занимаюсь, наверное, чуть больше семи лет. И сейчас это больше, чем увлечение – меня уже многие ассоциируют именно с ними. У многих я даже в телефоне записана как «Патима Матрешки» или просто «Матрешки-горянки».
– А что было до матрешек? Как ты начала этим заниматься?
– Я с детства рисую. Сначала художественная школа, потом – художественное училище имени Джемала, а затем и худграф. Еще учась на первом курсе ХГФ, я устроилась работать в школу, в ту самую художественную школу, в которой когда-то училась. Проработала там пять лет, пока не вышла замуж и не уехала в Хасавюрт. Идея с матрешками пришла, когда придумывала очередной урок для детей. Хотела их увлечь, показать красоту традиционного дагестанского костюма. На бумаге мы его часто рисовали, но так ты полностью его не поймешь, не почувствуешь. Для примера расписала один набор, выложила на своей странице в соцсети, и совершенно незнакомые люди стали мне писать, просить сделать и для них таких же матрешек-горянок. И хоть тогда у меня и было за плечами несколько художественных образований, мои первые матрешки сильно отличаются от тех, что я рисую сейчас. Даже среди тех, кто сам рисует, мало понимающих, как это сложно – рисовать на такой форме.
– Ты – кубачинка. Я заметила, что креативным хендмейдом на этнотематику у нас чаще всего занимаются именно кубачинки. Как думаешь, почему?
– Если честно, я тоже это заметила. Но, наверное, потому, что это у нас в крови, прививается с детства. Моя мама – историк, но она рисует, мои дяди, тети, половина наших родных – все оканчивали художественные заведения, все умеют рисовать. Мой муж, стоматолог, по своему первому образованию ювелир, и он классно рисует. Мой свекор, моя золовка… Все они очень талантливы именно в творческом направлении.
– Сколько времени уходит на рождение одной матрешки?
– Это, наверное, самый больной вопрос, потому что много. Я уже говорила, что роспись на такой форме очень сложна. А если еще и костюм рисую новый, то уходит больше времени, чтобы все продумать. Точные сроки сказать сложно, да и зависит от количества матрешек в наборе и их размеров. Но обычно не меньше недели на один набор. А если он большой, – иногда и месяц.
Врачи, пальтары, ОМОН и Король Ночи
– Ты как-то писала у себя на странице в соцсети, что размер самой маленькой матрешки, которую тебе приходилось рисовать, – три сантиметра, самой большой – двадцать два. С тех пор «рекорд» не был побит? Не было заказов с необычными размерами?
– Побит (смеется). Самая большая была штоф, точный размер сейчас не помню, что-то около 30 см. А недавно был набор из десяти штук, где самая большая матрешка была высотой 25 см, а самая маленькая – меньше сантиметра.
– Если будет запрос, например, на двухметровую матрешку, возьмешься за нее?
– Такие запросы были. Пару раз просили. Но просили в Махачкалу и Буйнакск, а такую большую из одного места в другое не перенесешь, к тому же я с маленькими детьми могу работать только дома. Да и такие крупные заказы пока брать не решаюсь, с детьми сложно что-то долгосрочное планировать.
– Помимо дагестанских горянок ты делаешь осетинок, кабардинок, кого угодно… и наверняка даже латиноамериканок сделаешь, если попросят?
– Да, конечно, очень люблю, когда заказывают необычные костюмы, те, которые еще не рисовала. Был еще турецкий, азербайджанский, арабский, узбекский…
– Какие «экзотические» идеи тебе приходилось воплощать в матрешку?
– Прям совсем экзотических не помню, но были матрешки для стилиста в стиле Dior, были врачи, военные, ОМОН, новогодние, детские по мультикам, супергероям и куклам LOL. А вообще, самые первые мои матрешки были по картинам известного художника Густава Климта, их я тоже повторяла несколько раз.
– Я видела, как ты сделала матрешку кубачинских пальтаров, имама Шамиля и даже Короля Ночи! Как пришла идея сделать Короля Ночи? И, кстати, тебя еще не просили нарисовать серию матрешек из героев «Игры престолов» или какого-то другого культового сериала?
– Ой, я же забыла про них тоже сказать (смеется). Короля Ночи заказала одна журналистка, она как раз увидела пальтара, купила его и спросила, не смогу ли я нарисовать Короля Ночи. Мне так понравилась эта идея! До сих пор считаю, что он получился шикарным. Это была одна из тех работ, которые я очень не хотела отдавать (смеется).
«Мои матрешки объездили всю Европу»
– Присваивая своим матрешкам национальность, ты берешь на себя ответственность за соответствие, за, скажем так, историческую достоверность, потому что наверняка в сети найдется какой-нибудь фактчекер, который скажет: «У аварок не было таких украшений» или «Кумычки не завязывали так платок». Как ты изучаешь вопрос, прежде чем начать рисовать?
– Я рисую обязательно с книг. Скупаю все, что вижу. Претензий мне пока не писали.
– Из каких неожиданных городов или стран ты получала заказы?
– Все уже и не вспомню, но заказов пять, наверное,было в Америку, пара заказов в Дубай, два – в Германию, в Польшу, в Турцию несколько. А так, одно время у меня даже была рубрика в соцсети «Путешествия матрешки-горянки»: люди отправляли мне фото, в основном брелочков, куда они с ними поехали. Так мои матрешки объездили всю Европу и даже побывали в Индии.
– Кто тебе помогает вырезать фигурки из дерева? И где ты берешь материал?
– Все фигурки я заказываю в основном из Москвы и соседних городов. Потом уже сама их шлифую, заделываю все неровности и т.д.
– Есть ли какая-то специальная техника или секреты? К примеру, чем-то обработать дерево перед нанесением красок или, может, как-то по-особенному нужно работать с красками?
– Да, за столько лет у меня появилось несколько фишек. Но главное, что я вынесла из своего опыта – это то, что делать нужно несколько матрешек сразу. Пока одна сохнет, я делаю другую, и так далее. Делать по одной получается долго. Я по натуре перфекционист, поэтому у меня не должно быть разводов и неточностей. Я рисую акрилом, каждой краской покрываю в несколько слоев.
– Помимо матрешек ты еще делаешь неваляшек, брелоки, магниты, шкатулки, погремушки, елочные игрушки и продаешь свои авторские этнобоксы, куда входит деревянная заготовка для матрешки, краски и все необходимое для работы. Это ведь хороший антистресс! Много желающих бывает приобрести?
– Я начала их продавать в очень тяжелое для себя время. Тогда была волна ковида и я потеряла близких, а многие еще и болели, рисовать я не могла. Хотелось отвлечься и отвлечь других – так и родилась эта идея. Я тогда не успевала их собирать – это было под Новый год, – все хотели такие боксы на подарки близким. Покупали и взрослым, и детям.
– Ты признавалась, что для тебя проблема – рисовать мужчин. Писала про горца, который получился с трудом, и то ты осталась недовольна результатом…
– Сама не знаю, почему, но это так (улыбается). И до сих пор это так – больше люблю рисовать горянок, их платки, узоры на них… А вот джигиты, мне кажется, у меня хромают. Но надо все же подтянуть это дело.
Бэла Боярова
Читайте также Другая жизнь эпоксидки
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»