Как творческая работа со смолой может стать точкой опоры
Творческий отдых лучше перфекционизма.Доказано на уровне метафизики. У смолы есть свое время жизни, и оно короче пары серий вашего любимого сериальчика (и наверняка это по-прежнему «Игра престолов»). Ну а свои представления о прекрасном другим людям лучше не навязывать (и не исключено, что тогда они вам заплатят). Об этом «Молодежке» рассказала Анастасия Юсупова, создающая на заказ изделия из эпоксидной смолы и обучающая этому искусству на своих мастер-классах.
– В чем особенность работы с эпоксидной смолой?
– В том, что у тебя есть часа полтора на изготовление изделия. У эпоксидной смолы есть свое время жизни. Разное в зависимости от вида: у технической одно, у декоративной – другое. У художественной, с которой работаю я, – час, полтора. После этого она становится вязкой, и из нее уже ничего не сделаешь. А полное отвердение происходит через сутки. Поэтому, если работаешь над каким-то масштабным проектом, скажем, над большой картиной, лучше разделить работу на несколько частей.
– Поначалу частенько поглядывали на часы? Нервничали: «Ай-я-яй, осталось двадцать минут. Ай-я-яй, осталось десять минут. Ай-я-яй, все пропало!»
– Первое время было просто ужасно, особенно на крупных изделиях. В принципе, первые полгода я сильно нервничала не только из-за времени – боялась, что могу сделать что-то не так и конечный продукт не будет соответствовать тому, как я представила его у себя в голове. И эта мысль пугала. Есть два типа людей: кто-то подходит к работе с конкретным планом, это перфекционисты – они хотят, чтобы все идеально получилось. Начинать творческую деятельность с такими внутренними убеждениями – не лучшая идея. Лучше, когда человек нацелен на творческий отдых.
– Лучше для человека и его нервных клеток или для его изделия?
– Для самого изделия. В этом даже есть что-то метафизическое.
– Объясните.
– У меня есть постоянная клиентка –приходит на мои мастер-классы с первого занятия. Она домохозяйка, у нее двое детей, она приходит на курсы, чтобы отдохнуть от домашней рутины. На мой второй мастер-класс вместе с ней записались еще две девушки. Я заказала столы-подносы, на них очень удобно работать. Девушки поработали, ушли, а я решила чуть-чуть поправить их изделия – и заметила, что столы сильно протекают. Оказалось, пришла партия столов с дефектами, там были щели между стыками. А единственный стол, на котором ничего не протекло, достался именно той девушке, о которой я рассказывала. Видимо, у нее аура какая-то. Когда человек начинает творить ради удовольствия, он создает вокруг себя атмосферу, притягивающую удачу, везение – ощущение, что все начинает складываться так, чтобы изделие получилось красивым. А когда слишком сосредоточен на конкретном результате, можно притянуть какие-то неприятности.
– У вас есть проект мечты?
– Это очень большая картина, примерно два на три метра. Что будет внутри картины, пока не представляю, просто хочется замахнуться на что-то масштабное.
– Какое собственное изделие запомнилось вам сильнее всего?
– Кулон для моей сестры. После него я поняла, что хочу заниматься этим видом деятельности на профессиональном уровне. Подарила его сестре на день рождения.
– Часто дарите людям что-то, сделанное собственными руками?
– Да. Люблю делать подобные подарки.
– И как на это реагируют? Спрашиваю потому, что один известный дагестанский художник рассказывал мне, что поначалу любил дарить людям свои работы. Но потом заметил, что люди таким подаркам не всегда рады – принимают их, а в глазах читается: «На нормальный подарок деньги зажал, вот и притащил свою картину».
– Я делаю подарки, исходя из индивидуальных предпочтений. Я думаю: что именно принесет человеку радость? Одной девушке будет приятно получить украшение, другой – что-то для дома. Не по типу: вот мне самой нравятся часы – подарю часы. Я не всегда получаю восторженные отзывы на свои подарки, но при этом всегда чувствую, что смогла угодить человеку. Просто люди разные: кто-то любит делиться своими эмоциями, а кому-то неудобно эмоционально на что-то реагировать.
– Из чего образуется цена на ваши изделия?
– Из стоимости материала (это сама смола, дополнительные материалы, к примеру, красители, камни, лаковые фломастеры, упаковка) и часа моей работы. Получившуюся сумму я умножаю на два, чтобы что-то зарабатывать.
– Бывало такое, что вы что-то накидывали, если заказ был сложный, или, наоборот, делали скидку, получив особый кайф от самой работы?
– Я смотрю на человека, который заказывает. Есть люди, которые сами хотят заплатить побольше,тогда я могу запросить цену повыше. Если вижу, что у человека финансовые возможности поскромнее и он просит скидку, иду на уступки в пределах разумного.
– Был заказ, с которым вам оказалось сложно расстаться?
– Мне почти со всеми моими заказами сложно расставаться. Особенно если это крупные заказы, без строгих сроков выполнения. У меня был заказ на три картины от девушки, в чьей квартире проходил ремонт, и по этой причине она долго не могла их забрать. Картины в итоге пролежали у меня дома месяца три. И я каждый день ими любовалась. Говорю это без какого-то бахвальства. Просто у меня есть потребность – создавать работы, которыми я сама хочу любоваться. Во время работы над изделиями я отдаю часть своей энергии, а потом получаю ее обратно, когда смотрю на них.
– А случалось, что продавали работу, в которой не были уверены, что она хороша?
– Скорее так: иногда я продавала изделия, которые – будь на то моя воля – выглядели бы несколько иначе. Тут дело вкуса, и мой вкус – это еще не последняя точка истины. Когда я получаю от клиента какие-то указания и мне кажется, что это «не совсем то», я предлагаю свое видение. Но если клиент настаивает на своем, я делаю то, что он хочет. В конце концов, у каждого свое представление о прекрасном.
– Подводя итоги, можно сказать, что вы нашли себе дело по душе?
– Да, но с небольшими оговорками. Мне определенно нравится то, чем я занимаюсь. Мне нравится принимать заказы, работать с эпоксидной смолой. Еще больше мне нравится проводить мастер-классы – когда ко мне приходят на обучение, я получаю большой эмоциональный заряд. Это интересно – нащупывать в человеке талант, а потом помогать его реализовывать. К тому же я заметила: в Махачкале девушки довольно зажатые. Но, приходя на мастер-классы, они начинают что-то делать для души, самовыражаются, раскрываются, и мне приято, что я соучастник этого процесса. К тому же, занявшись изготовлением изделий из эпоксидной смолы, я почувствовала некую уверенность в себе – ко мне прислушиваются начинающие мастера, обращаются ко мне за помощью, я здесь добилась какого-то авторитета. Во всем этом я нашла некую точку опоры для себя. Но мне не нравится идея, что я всю жизнь буду заниматься чем-то одним. Это не про меня. Вряд ли я буду заниматься эпоксидной смолой еще лет двадцать. Скорее всего, со временем я переключусь на что-нибудь другое. К примеру, открою магазинчик с товарами для творческого хобби.
Руслан Бакидов
Читайте также Мечтают ли дагестанские актрисы о Бродвее
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».