Как дагестанская художница превращает посуду в произведения искусства
Молодая художница Айшат Гасанова создает посуду, из которой хочется есть, пить и при этом получать бесконечное эстетическое удовольствие. Выпускница Дагестанского художественного училища имени Джемала начала расписывать фарфор четыре года назад. С тех пор в ее портфолио – чайные сервизы, расписанные для Высшей школы экономики, посуда с индивидуальным рисунком для заведений общепита Махачкалы, подарки для личных торжеств и сотни осчастливленных людей.
Айшат работает на «чистом листе» фарфора, вдыхая в него жизнь, краски, юмор и… все, что вы пожелаете.
В интервью «Молодежке» девушка рассказала о любимых заказах, вымышленных персонажах и свободе, которую она дает своей руке.
«Приятно видеть, как подают чай в расписанном тобой чайнике»
– Моя коллега, когда узнала, что мы запланировали с тобой интервью, заинтересовалась, не дочка ли ты художника и реставратора Альфии Гасановой…
– Да, это моя мама, и, конечно, это повлияло на мой выбор. Всю свою жизнь, с детства, я видела маму за работой с фарфором, ее коллег, мастерскую, в которой я часто бывала… Поэтому и сама решила попробовать.
– Если полистать твою профессиональную страницу в соцсети, можно заметить, что сначала у тебя там были только рисунки, а потом появились работы с фарфором. В декабре 2019-го ты опубликовала первую расписанную тарелку, написав: «Мой новый путь. Теперь я рисую свои идеи не только на бумаге».
– Да, в 2019 году я решила попробовать себя в росписи фарфора, хотя сомневалась, получится ли у меня. В итоге вот – попробовала и поняла, что у моих работ есть свои любители, несмотря на то, что мой стиль немного отличается от живописного.
Работа с фарфором заинтересовала меня и тем, что до этого мои рисунки, по сути, были листом бумаги, а тут я поняла, что могу изобразить их в объеме. Результат получался какой-то цельный, поэтому мне подошла эта техника. В рисунках на фарфоре будто бы больше жизни. Работы стали более живыми и интересными, чем когда они просто на бумаге.
– Техника, в которой ты работаешь, называется надглазурной росписью. Ты пишешь, что главное ее преимущество в том, что она вечная и безвредна для человека. На что еще профессионалы обращают внимание при выборе фарфора и красок для работы?
– На фарфор в первую очередь. Какой у него блеск, какой цвет. Потому что он бывает белый, сероватый, молочный, и на каждый из видов есть свой любитель.
Конечно же, немаловажную роль играет и качество краски (от этого очень многое зависит), количество обжигов…
– Среди твоих работ видела чайный сервиз с изображением факультетов Высшей школы экономики, заварочный чайник с кроликом из «Алисы в Стране чудес», кружки с элементами кайтагской вышивки… Какие еще были заказы, которые тебе запомнились или идея которых тебе особенно полюбилась?
– Я очень люблю свою работу, выполненную для Высшей школы экономики. Для них я расписывала несколько сервизов.
Также мне очень нравится моя работа для кафе «Гостиная» в Махачкале; я там частый гость, и очень приятно видеть, как подают чай в расписанном тобой чайнике или когда делают фотографии с моими чайниками. Подобные вещи создают приятную, уютную, уникальную атмосферу заведения. Поэтому это тоже один из моих самых любимых заказов.
Для общепита я расписываю нечасто, но люблю такие заказы.
Вообще, каждый заказ – любимый, каждой работой я проникаюсь, поэтому сложно выделять какую-то из них. Скажу еще, что очень люблю работы, где заказчик просит написать на фарфоре что-то значимое для себя, фразу любимого человека… Это трогает.
– Не жалко бывает отдавать заказчику работу, когда она уже готова?
– Нет, никогда. Конечно, я проникаюсь каждой работой, люблю их, но, наоборот, есть желание, чтобы заказчик увидел итог, поделился своими эмоциями – ожидание реакции заказчика всегда очень волнительно.
О месте силы, самом дорогом заказе и поиске своего стиля
– А что ты сама любишь рисовать на фарфоре?
– Очень люблю сюжетные истории, например, связанные с чаепитием, как чайники в «Гостиной». Люблю рисовать стилизованных персонажей, передавать их эмоции – для меня это всегда увлекательный процесс.
– У творческих людей бывают какие-то свои места силы и вдохновения. Есть ли у тебя такие места? Может, какие-то люди, вдохновляющие тебя, города?.. Кажется, ты любишь Стамбул?..
– Ты угадала! Однозначно Стамбул! Город, в который я хочу возвращаться всегда. В любимый район Кадыкёй – оттуда я возвращаюсь новой, это однозначно мое место силы. А еще интересные люди, общение с которыми всегда вдохновляет.
– Тоже люблю Стамбул. Не было желания, например, расписать сервиз, изобразив любимые места из этого города?
– Думала об этом, но пока сделала только зарисовки Стамбула на бумаге. Возможно, однажды распишу его так, как вижу.
– Увидела отзыв у тебя на странице: «Какая красота! Буду копить теперь себе на кружку». Приятно осознавать, что люди понимают художественную ценность твоих работ и готовы платить, даже копить на это, заносить в свои виш-листы?
– Это безумно приятно. Также безумно приятно, что люди дарят мои работы на праздники своих любимых. Подаренные эмоции – то, что мне нравится больше всего в своей работе.
Обычно это дни рождения, но были и заказы на свадьбу для жениха и невесты с индивидуальной росписью, пожеланиями. А когда возвращаются, чтобы заказать что-то снова, то это вообще вау как приятно!
– Помнишь первую работу, которую продала?
– Это был заказ на четыре блюда с моими персонажами, и заказчица полностью дала волю моей фантазии, я очень благодарна ей за доверие, получилось очень красиво, и ей понравилось.
– Расскажи немного об этих персонажах. Как они появились, как ты их придумываешь?
– Я начала их рисовать еще в детстве, когда училась в художественной школе. Какое-то время я даже давала этим персонажам имена, придумывала для них какие-то истории, в сказки их вплетала.
Не скажу, что как-то специально придумываю этих персонажей или продумываю их образы в голове. Я просто начинаю рисовать, и что рука непроизвольно рисует, то и выходит.
Так происходит не только с рисунками на бумаге, но и с фарфором. Перед тем как начать рисовать на фарфоре, я эти образы тоже не продумываю. Просто даю свободу своей руке – и получаются такие персонажи.
Но когда это индивидуальные заказы, например просят портретного сходства, тогда да, в этом случае моя фантазия немного ограничена: я сначала продумываю образ и потом уже рисую его в своем стиле.
– Хороший фарфор сам по себе стоит недешево, а хорошо расписанный фарфор – тем более. Ты помнишь свою самую дорогую работу?
– Да, выбор фарфора всегда очень важен. Иногда я расписываю костяной фарфор, он стоит дороже. Самый дорогой заказ у меня был недавно – как раз это и была роспись на костяном фарфоре.
– Когда ты писала пост о том, что для тебя начинается новый путь, связанный с росписью фарфора, в нем чувствовались некоторые нотки сомнения. Ты не знала, как долго будешь этим заниматься. Что ты можешь сказать по прошествии почти четырех лет? Остались ли сейчас у тебя какие-то сомнения? И как ты планируешь дальше развиваться?
– Думаю, когда начинаешь любое дело, всегда бывают сомнения. Я тоже сомневалась, получится ли у меня. Сейчас сомнений уже нет. Мне нравится то, чем я занимаюсь.
Еще хочу обучиться лепке фарфора, чтобы разнообразить формы под роспись.
Бэла Боярова
Читайте также «Я филолог, мне непростительно делать ошибки на торте»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»